Информационно-аналитический сайт |
           
 

«Вторая экономика» США

Сеть международного производства и коммерческой деятельности, созданная зарубежными филиалами транснациональных корпораций посредством прямых иностранных инвестиций, получила в экономической литературе название «вторая экономика» страны, т.е. сеть международного производства, созданная посредством прямых заграничных инвестиций. «Вторая экономика» США по объёму прямых иностранных инвестиций, суммарному производству товаров и услуг, продажам на внутреннем рынке и экспорту (включая внутрикорпорационный экспорт) значительно превосходит другие развитые страны. В конце 90-х гг. доля американских корпораций в общем объёме накопленных прямых инвестиций в мире составила около 25%. «вторая экономика» выступает мощным стимулом развития внешней торговли США: более 50% объёма экспорта филиалов американских корпораций приходится на внутрифирменную торговлю и более 40% вывоза товаров и услуг материнскими компаниями направляется их зарубежным филиалам. Около 20% всех международных сделок, осуществляемых американскими компаниями обусловлены их международным производством.
На зарубежных филиалах американских корпораций трудятся около 10 миллионов рабочих и служащих. Некоторые товары для американского рынка (автомобили, компьютеры, металлорежущие станки и др.) выпускаются на зарубежных филиалах американских корпораций с использованием интернационализации производства, т.е. технологических связей через границы государств между подразделениями одной и той же компании. В то же время корпорации США чаще всего инвестируют капитал в другие страны с целью обслуживания местных рынков, а не для выпуска готовой продукции или полуфабрикатов для последующей отгрузки их в США. В 90-е годы примерно 2/3 продаж дочерних компаний американских ТНК осуществлялось по месту их нахождения. Лишь в Канаде и Мексике американские инвестиции производились в значительной мере в расчёте на реализацию продукции на рынке США.
Американские ТНК занимают прочные позиции на мировых рынках, заграничные предприятия которых обеспечивают производство товаров и услуг в объёме примерно 3 трлн долларов в год (почти 40% ВНП США). Костяк второй экономики образуют зарубежные промышленные фирмы, на которые приходится свыше 70% продаж всех заграничных подразделений. Они оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают.


 
 
 
Copyright © 2012, "Экономика США"