Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
Экономическая история сельскообщинного и античного периодов
Цивилизация Шумер (Месопотамия)
Египет
Китай
Азиатский способ производства
Хозяйство Древней Греции
Хозяйство Римской империи
Торговля и ремесла
Социально-экономические отношения периода раннего феодализма
Каролингское возрождение
Славянские племена в Восточной Европе и их быт
Киевская Русь и Новгород Великий
Экономические предпосылки возвышения Москвы и создания Русского централизованного государства
Феодально-городское хозяйство
Революция цен в Западной Европе
Борьба за экономическое лидерство в Европе
Кризис феодальных отношений в Европе
Промышленная революция
Особенности промышленного развития Франции
Запоздалое обретение государственности – Германия
Особенности индустриализации в США
Развитие капитализма в России
Колониальный раздел мира и его влияние на развитие мировой экономики
Интеграционные процессы в мировой экономике конца XIX - начала XX в
Мировое хозяйство в период между двумя мировыми войнами
Человечество на пути создания системы новых отношений
Распад мировой колониальной системы
Проблемы и перспективы развития
   
 

Торговля и ремесла

Несмотря на то, что сами древние греки, (аристократы и философы) презрительно относились к торговле, считая ее варварским занятием, именно в античные времена она достигла такого расцвета, который будет превзойден лишь в ХХ веке.
В этот период в Средиземноморье фактически функционировала единая (конвертируемая) система мер и весов, единая денежная система (золото-серебряные монеты и слитки). Осуществлялся практически свободный перелив труда (квалифицированного и неквалифицированного), а также и капитала между отдельными регионами.
Применялись сложные системы расчетов: взаимозачет платежей, простой и переводной вексель, аренда, концессия, факторинг.
Система регулярного морского сообщения и сеть дорог (в том числе мощеных) способствовало развитию почтового сообщения, обмену знаниями, идеями, изобретениями.
Средиземноморье поддерживало активные торговые отношения с Северной Европой, Центральной Африкой, Азией, а через нее с Индией и Китаем. Причины гибели античного мира.
В настоящее время существует множество версий, объясняющих причину крушения античного мира, - величайшей трагедии мировой истории, опровергающей некогда модный тезис о поступательности экономического развития, обеспечивающей перманентный социально-политический прогресс. Все объяснения можно свести к пяти взаимодополняемым версиям.
1) Военно-историческая. Западная Римская Империя не смогла противостоять нашествиям варваров, которые, захватив города, уничтожили великую античную культуру, установили свои, привнесенные из Азии порядки и не смогли грамотно воспользоваться техническим наследием римлян. Действительно, распад империи был ускорен военными поражениями, но только ускорен. Начался он гораздо раньше. К тому же непонятно, почему во II веке до н.э. Марий мог собрать в пятимиллионной Италии шестидесятитысячную боеспособную армию для противостояния двухсоттысячному войску германцев. А в V веке н.э. в двадцатипятимиллионной империи не удалось собрать необходимое войско для обороны полумиллионной армии варваров.
2) Морально-религиозная. Экономический упадок в империи сопровождался падением нравственности и забвением гражданских доблестей: честности, скромности, ответственности, гордости, храбрости и т.д. Повсеместно, во всех слоях общества распространились пороки: праздность, лень, зависть, разврат, трусость, предательство. В годину суровых испытаний никто не желал рисковать жизнью или жертвовать имуществом ради защиты отечества. Странно только, что резкое падение нравственности совпало с широким распространением христианства, которое за сто лет до крушения империи на Западе стало господствующей, официальной религией.
3) Этно-генетическая. Версия, предложенная Львом Гумилевым, теория которого гласит, что каждый этнос в своем развитии проходит ряд стадий, аналогичных жизненному циклу человека. От формирования до распада этноса проходит порядка 1200 – 1500 лет. От основания Рима до его падения прошло как раз 1229 лет. На стадиях формирования и подъема в этногенезе в обществе относительно велика доля так называемых пассионариев – активных, волевых, сильных личностей, способных повести за собой соотечественников и добиться своих “высоких” целей, преодолевая сопротивление внешней среды и побеждая многократно превосходящего по численности соперника. На стадии перегрева пассионарии сталкиваются между собой и начинаются кровопролитные гражданские войны, в которых большинство из них погибает. На стадиях спада и гомеостаза возрастает доля субпассионариев – активных индивидуалистов, добивающихся своих “низких” целей за счет своих же, пассивных соотечественников, смирившихся с суровой судьбой и готовых безропотно подчиниться любому пришлому пассионарному войску. Субпассионарии на некоторое время могут захватить власть в обществе, и тогда будет создана так называемая антисистема – весьма неустойчивое социальное формирование, агрессия которого направлена прежде всего против собственных членов, которые с необыкновенной легкостью приносятся в жертву эфемерным целям.
4) Политэкономическая. Версия, предложенная Карлом Марксом, состоит в том, что движущей силой исторического развития является противоречие между экономическим “базисом” – технико-экономическими производительными силами и социально-политической “надстройкой” – производственными отношениями. Каждому базису какое-то время соответствует адекватная надстройка. В частности, в античном мире рабовладельческому способу производства (терминология Маркса) соответствовали институты патриархального брака, гражданского права, полисной и имперской политических систем. Но базис постоянно (линейно) развивается. Консервативные же социальные институты в какой-то момент перестают соответствовать изменившимся технико-экономическим условиям. Назревает кризис, который рано или поздно разрешается социальной революцией (феодальной, буржуазной, социалистической), и адекватность базиса и надстройки восстанавливается. В частности, экономическая неэффективность рабовладельческого хозяйства стала очевидной уже на рубеже тысячелетий. И к середине первого тысячелетия оно повсеместно сменилось колонатом. После чего были разрушены и сменены новыми социальные институты Античности.
5) Социально-демографическая. Версия выдвигает на первый план социально-семейные отношения, поскольку справедливо считает семью базовой ячейкой любого общества. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и базирующиеся на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. Снизилась брачность, участились разводы, упала рождаемость, стала снижаться численность населения. Мероприятия по укреплению экономических и морально-нравственных основ патриархальной семьи, предпринятые первыми императорами, смягчили кризис, но не дали долгосрочных положительных результатов. Население империи, достигнув максимума около 250 г. н.э., начало стремительно сокращаться. Распространение христианства в его ранней версии существенно способствовало ослаблению патриархальной семьи, крах которой привел и к гибели общественно-политической системы, на ней базирующейся.






 
 
  Copyright © 2012 Экономика