Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
Экономическая история сельскообщинного и античного периодов
Цивилизация Шумер (Месопотамия)
Египет
Китай
Азиатский способ производства
Хозяйство Древней Греции
Хозяйство Римской империи
Торговля и ремесла
Социально-экономические отношения периода раннего феодализма
Каролингское возрождение
Славянские племена в Восточной Европе и их быт
Киевская Русь и Новгород Великий
Экономические предпосылки возвышения Москвы и создания Русского централизованного государства
Феодально-городское хозяйство
Революция цен в Западной Европе
Борьба за экономическое лидерство в Европе
Кризис феодальных отношений в Европе
Промышленная революция
Особенности промышленного развития Франции
Запоздалое обретение государственности – Германия
Особенности индустриализации в США
Развитие капитализма в России
Колониальный раздел мира и его влияние на развитие мировой экономики
Интеграционные процессы в мировой экономике конца XIX - начала XX в
Мировое хозяйство в период между двумя мировыми войнами
Человечество на пути создания системы новых отношений
Распад мировой колониальной системы
Проблемы и перспективы развития
   
 

Развитие капитализма в России

Ханс Баггер в книге “Реформы Петра Великого” (1975 г.) выделил в преобразовательной деятельности Петра четыре основных направления:
  • реформы государственного аппарата – административная и военная;
  • экономические (налогообложение) и социальные реформы;
  • реформа церкви и преобразования в культурной жизни;
  • мероприятия, нацеленные на возвышение международного положения и статуса России.
Следует заметить, что направления эти носят достаточно условный характер, поскольку единого плана реформ никогда не существовало. Этапы реформирования.
Общая продолжительность реформаторского периода – более 25 лет, которые весьма условно можно разделить на три неравнозначных этапа: 1) 1698 – 1702 гг. – начальный, когда реформы носили спорадический, бессистемный характер. В 1698 г. Петр вернулся из Голландии со смутным, но острым желанием перемен, переустройства российской жизни на лучший, европейский лад.
Первые нововведения касались вещей часто сугубо поверхностных и формальных – “бороды остричь, надеть кафтаны венгерские, платья саксонские, штаны и шапки немецкие”. Перелицовка и перекостюмировка русских людей наделала больше шума, чем принесла толку. Элементы подражательности сохраняются на всем протяжении реформ – коллегии, армейский устав, ремесленные цеха, уже изжившие себя в Западной Европе. Из существенных мероприятий начального периода реформ обращает внимание лишь введение с 1 января 1700 г. нового летоисчисления по европейскому образцу, правда, с отставанием на 13 дней.
2) 17-3 – 1714 гг. – средний – условно от основания Петербурга до введения Указа о единонаследии. В этот период реформы начинают захватывать все более широкую сферу, но еще не подчиняются единому общему смыслу. Второй этап характеризуется убыстряющимся темпом реформ, которые по своему содержанию становятся все более глубокими. Строительство Петербурга, ознаменовавшее начало этого этапа реформ, имело целью перевести в Петербург внешнюю торговлю из Архангельска, в котором ее контролировали англичане и голландцы. К 1720 году торговый оборот порта на Неве превысил оборот Архангельского порта. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность, просуществовавшая 170 лет (до 1874 года). С 1708 г. Петр начинает перестройку старых учреждений. С целью модернизации власти на местах. В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний: Ингермландскую, Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогродскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую, а спустя некоторое время еще на 50 провинций, дополнительно. В 1711 г. вместо Боярской думы создается новый орган исполнительной и судебной власти – Сенат, который обладает также и некоторыми законодательными функциями. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра I, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1714 г. – издан “Указ о единонаследии” – важнейший законодательный акт социальной политики, уравнявший дворянское поместье с боярской вотчиной. Царь-реформатор и его окружение указывали, что единонаследник нераздельного имения не будет разорять своих крестьян, как это делают разделившиеся братья, чтобы жить по-отцовски, но будет льготить крестьян, облегчая им исправный платеж податей.
3) 1715 – 1725 гг. – завершающий этап наиболее зрелых реформ, когда былая бессистемность сменяется неким подобием планомерности. Основная доля наиболее серьезных и долговечных преобразований падает на последнее десятилетие правления Петра, когда его законодательную деятельность в полной мере отличает систематическое рациональное планирование. Исследователи связывают это с неуклонно возрастающим перевесом над Швецией в Северной войне, которая была главным стимулом реформаторской деятельности Петра. В России создается мощная регулярная армия, ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Разрабатываются и вводятся общеармейские уставы: Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.). Потребности вооружения армии давали импульсы к развитию военной промышленности, а создание собственных оружейных заводов требовало развития отраслей по добыче минеральных ресурсов.
Реформа государственного аппарата сводилась к замене на протяжении 1718 – 1721 гг. громоздкой системы приказов системой коллегий. Среди всех коллегий особо выделялись финансовые – основа камеральной системы. Главной фискальной коллегией стала Камер-коллегия, в ведении которой были приход денег и бюджетные планирование поступлений. Государственные расходы осуществлялись через Штат-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы. Наблюдение и контроль за расходами осуществляла независимая от других Ревизион-коллегия. Трехчленное деление фиска имело огромное значение в государственном управлении. Ранее три финансовые функции приход, расход и контроль осуществлял почти каждый приказ.
Изменилось также податное обложение, реформа которого была связана с необходимостью решить проблему содержания огромной армии в мирное время. Решение было найдено и воплощено в период с 1719 г. до 1724 г. и заключалось в том, что вместо десятков различных налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии. Этот подушный налог собирался со всех душ мужского пола. Помимо чисто финансового эффекта, реформа привела к существенной перемене в судьбе регулярной армии. Полки размещались непосредственно среди тех самых крестьян, с которых взимались налоги. Это позволяло уничтожить ряд промежуточных финансовых звеньев. Реакция крестьян и помещиков, на земли которых начали селиться войска, была крайне негативной. Недаром освобождение от постоянной повинности во всей последующей истории России считалось желаннейшей привилегией. Но кроме подушной подати, существовали другие каналы поступления денег в казну, введены были новые военные налоги, деньги драгунские, рекрутские, корабельные и т.д. Росли и косвенные налоги (акцизы). Для изыскания новых источников казенных доходов был даже создан “институт доносителей и прибыльщиков”, искателей выгоды для государства от проектов и предложений. Кроме прямых и косвенных налогов, значительную статью казенных доходов составляла как чеканка, так и фальсификация монет. В 1700 г. в обращение были выпущены мелкие медные монеты и более крупные – серебренные. Они были большего веса, чем раньше, но сохраняли достоинство прежних, то есть как будто укреплялось денежное обращение. Но постепенно вес и проба монетного серебра стали сокращаться. И к концу правления Петра деньги обесценились вдвое. Говоря о финансовых затруднениях Петра, жестокости системы налогообложения, нельзя не отметить, что своим наследникам он не оставил ни копейки государственного долга.
Петр существенно изменил торгово-промышленную политику. Осенью 1719 г. были ликвидированы фактически все монополии на вывоз товаров за границу.. Претерпела изменения и промышленная политика: усилилось поощрение частного предпринимательства. Введенная в том же году Берг-привилегия разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам, а в 1721 г. был издан указ, разрешавший как дворянам, так и купцам покупать крепостных крестьян к заводам. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. протекционистский таможенный тариф, облегчавший вывоз продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ввоз из-за границы товаров, производившихся на русских мануфактурах.
В 1720 г. среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основная обязанность которого состояла в управлении городами, включая судебную и административную власть. Указом от 12 января 1722 г. создается важнейший орган самодержавного государства – прокуратура. В 1722 году публикуется унифицированная “Табель о рангах”.
После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр запретил избирать ему преемника. Церковью временно управлял митрополит, назначенный Петром. В 1718 году проведена церковная реформа – замена патриархального церковного управления коллегиальным. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано и был учрежден Святейший правительствующий Синод – духовная коллегия, подчинявшаяся Сенату. Следует отметить, что Русская Православная церковь практически без сопротивления починилась императорской власти, отказавшись от многих своих функций и привилегий, в числе которых оказалась даже тайна исповеди. Итоги реформ. За годы реформ принято более 2250 новых законодательных актов, в том числе – в 1700 – 1709 гг. – 500, в 1709 – 1717 гг. – около 750, в 1720 – 1725 гг. – более 1.000.
Сверху донизу было установлено единообразие, достигаемое единством внутреннего устройства, четкостью соподчинения, идентичностью компетенции органов и должностей одного административного уровня на территории всей страны. Был задействован бюрократический принцип единообразия, нередко игнорирующий специфику каждого района.
Но государство, строившееся на регулярной основе, должно было стремиться к единообразию, так как это облегчало реализацию указов центра и контроль за их исполнением.
При Петре за 20 – 30 лет промышленность выросла в несколько раз, а вскоре после того Россия вышла на первое место по металлу. Петр оставил после себя 233 завода и фабрики. Была создана крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, флот; пробито “окно в Европу” – завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи. Россия стала крупной европейской державой. В 1710 г. к Архангельску приходило 153 иноземных корабля, а в 1722 г. уже в Петербург прибыло 116, а в 1724 г. – 240 иностранных кораблей. Победа в Северной войне позволила использовать для торговли Ригу, Ревель, Нарву, Выборг. Несомненным достижением было определение юрисдикции русского купечества. Именно эта наиболее активная часть русского населения явилась опорой и проводником реформ.
В России началась подготовка квалифицированных кадров. Стали открываться светские школы, большое значение приобретает светское образование. С 1702 г. систематически выходит первая русская газета “Ведомости”.
К 1800 г. русская промышленность, главным образом трудом крепостных, произвела больше всех в мире чугуна, Россия держала первые места по металлу, вооружению, военной технике, не уступала по многим показателям даже Англии, где уже второй век развивался капитализм.
Екатерина II. Сильные и слабые стороны Екатерины отчетливо проявились сразу после переворота 28 июня 1762 г., во время которого она свергла с престола своего мужа Петра III и стала императрицей Екатерина II.
Императрица начала свое правление с ознакомления с центральными органами власти. Сенат ее неприятно удивил, так как там не имелось даже карты или списка городов империи, и сенаторы часто не знали, о чем они принимают решения. Более того, у центрального органа управления страной не было никаких сведений о бюджете государства, т.е. он не представлял, из чего может исходить в своей деятельности.
Купив сенаторам карту и разобравшись с бюджетом, Екатерина в 1763 г. провела сенатскую реформу, использовав идею Панина о разделении Сената на департаменты. Реформа упорядочила работу высшего органа, но лишила его законодательных функций, которые официально сосредоточились в руках императрицы, т.е. слились с исполнительной властью. Но и в судебно-административные дела Сената Екатерина II вмешивалась постоянно, отменяя его решения и навязывая свою волю, что можно расценить, как еще одну победу самовластия над коллегиальностью.
Следующим шагом Екатерины II стало завершение мероприятий Петра I по приведению церкви в полную зависимость от трона. Подчинив ее государству, учреждением Синода в политическом отношении. Следует отметить, что Екатерина и мысли не допускала об ограничении собственного самовластия, но при этом искренне желала не просто задрапировать традиционную форму правления передовыми принципами века, но и действительно продвинуть страну по пути европейского прогресса, избавить ее от наиболее варварских правил и привычек. Императрица, без сомнения, имела идеалы, стремления, правда, трудно сказать, превратились ли они у нее в прочные убеждения. Наглядным подтверждением сказанному служит история с Уложенной комиссией и “Наказом”, написанным Екатериной II для ее депутатов.
В первоначальном варианте “Наказ” проводил две основные идеи: постепенное, растянутое на 100 лет освобождение крестьян и необходимость закрепления за сословиями их прав, т.е. юридическое оформление сословий в России.
В 1785 г. Екатерина II подписала “Жалованную грамоту городам”, которая определяла сословную структуру городского населения. По этой грамоте жители разделялись на 6 разрядов.
Царствование Екатерины II – это вторая на протяжении XVIII в. попытка модернизировать экономику страны и ее социальную структуру. И Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах и оба добились определенных успехов. За время правления Екатерины II расширилась территория империи, в результате войн с Турцией и разделов Польши возникло 11 новых губерний; удвоилось количество населения, в 4 раза выросли доходы государства. Однако это было достигнуто, главным образом, за счет экстенсивного использования природных и людских ресурсов огромной страны.
Попытки Екатерины II, особенно в первые годы своего правления, избавить Россию от наиболее варварских привычек потерпели поражение. Дворянство и слышать не хотело о реформировании социального строя страны. После восстания Пугачева и Великой французской революции отказалась от своих планов и сама императрица. Не продвинул Россию по пути европейского прогресса и просвещенный абсолютизм Екатерины, так как он был основан на ложных посылках и утопических надеждах.
В целом же, второй рывок в преобразовании крепостнической структуры позволил стране относительно благополучно миновать грань XVIII и XIX вв. На этом потенциал традиционной системы был окончательно исчерпан. Это не означало, что она должна была рухнуть сама собой, речь идет о том, что дальнейшее ее существование, ведущее к все большему отставанию от Западной Европы, начинало угрожать благополучию самой системы. Перспектива кризиса ее с каждым последующим поколением становилась все более реальной.






 
 
  Copyright © 2012 Экономика