Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
Экономическая история сельскообщинного и античного периодов
Цивилизация Шумер (Месопотамия)
Египет
Китай
Азиатский способ производства
Хозяйство Древней Греции
Хозяйство Римской империи
Торговля и ремесла
Социально-экономические отношения периода раннего феодализма
Каролингское возрождение
Славянские племена в Восточной Европе и их быт
Киевская Русь и Новгород Великий
Экономические предпосылки возвышения Москвы и создания Русского централизованного государства
Феодально-городское хозяйство
Революция цен в Западной Европе
Борьба за экономическое лидерство в Европе
Кризис феодальных отношений в Европе
Промышленная революция
Особенности промышленного развития Франции
Запоздалое обретение государственности – Германия
Особенности индустриализации в США
Развитие капитализма в России
Колониальный раздел мира и его влияние на развитие мировой экономики
Интеграционные процессы в мировой экономике конца XIX - начала XX в
Мировое хозяйство в период между двумя мировыми войнами
Человечество на пути создания системы новых отношений
Распад мировой колониальной системы
Проблемы и перспективы развития
   
 

Промышленная революция

В Англии во второй половине XVIII века сложились благоприятные условия для развития технической мыли:
  • в ходе первоначального накопления и колониальной экспансии образовалось достаточное количество денежных средств для субсидирования технических исследований;
  • было сформировано довольно-таки образованное общество, включая средние слои, составлявшие уже до 30% совокупного населения, способное воспринять и использовать новинки;
  • конкуренция со стороны континента, при относительной нехватке рабочей силы на острове, стимулировала увеличивать производственный капитал;
  • провозглашенная еще в XVII веке религиозная терпимость к научным изысканиям позволила ученым не опасаться преследований.
Однако “революция” не была неким фиксированным событием, подобно Французской буржуазной революции. Сам термин “промышленная революция” введен в научный оборот только в ХХ веке, принадлежит автору книги “Постижение истории” А. Тойнби и многими учеными отвергается. Нет и какой-либо символической даты начала и окончания революции.
Еще в 1733 году механик Дж. Кей изобрел так называемый челнок-самолет, увеличивший производительность труда ткача в 2 – 2,5 раза. С этого момента можно условно начинать отсчет первого большого (векового) технико-технологического уклада – “века текстиля”. В 1760 году в Шотландии открылся первый металлургический завод “Кэррон”, а около 1765 года Дж. Харгривз изобретает прядильную машину, а Р. Аркрайт – водяную машину. К 1780 году в Англии было построено 20 прядильных фабрик, а к 1790 – 150.
В 1769 году Дж. Уатт изобретает паровую машину, а через 15 лет – ее более совершенную модель – двойного действия, открывая тем самым “век пара”, который через несколько десятилетий придет на смену “века текстиля”. Впрочем, успех давался непросто, фирма Болтона-Уатта по производству паровых машин едва не обанкротилась из-за того, что не смогла получить кредит в размере 5.000 фунтов стерлингов, в то время как кредиты для колониальной торговли составляли миллионы фунтов.
В 1785 году Э. Картрайт изобретает механический ткацкий станок, производительность которого равна производительности 30 – 40 ткачей. Все это привело к резкому росту производительности труда в ткацкой промышленности в последней четверти XVIII века в 25 – 40 раз. Сам же выпуск хлопчатобумажных тканей увеличился в 6 раз.
В самом конце века в Англии развернулись широкомасштабное строительство дорог с твердым покрытием и рытье каналов. В результате стоимость перевозок сократилась в среднем в 3 – 4 раза.
В 1807 году на воду был спущен первый пароход и начинает формироваться паровой флот. Расстояния, измеряемые в днях пути, существенно (в 2 – 3 раза) сокращаются. Формируется мировая система хозяйства – Pax Britania.
В 1814 году Д. Стефенсон построил первый паровоз и в 1825 году поставил на нем мировой рекорд скорости – 20 миль в час, на первой в мире железной дороге Стоктон – Дарлингтон. В течение следующих 50 лет плотная сеть железных дорог, преимущественно английского производства, покроет всю Западную Европу.
Экономика индустриального типа. Высвобождение значительной доли быстро растущего населения из сферы сельского хозяйства привело к значительному снижению стоимости рабочей силы и резкому увеличению численности занятых в промышленности, которая становится главной сферой деятельности населения сначала в Англии.
Бурному росту и развитию промышленности способствовали условия, ставшие впоследствии обязательными требованиями для существования системы свободной конкуренции (free competition).
  • Продавцов и покупателей много, а доля каждого из них на рынке относительно мала (менее 1%), так что у них отсутствует возможность влиять своими действиями или бездействием на рыночную цену и они принимают ее как заданную.
  • Товар однороден (гомогенен), что определяется отсутствием марки (товарного знака); потребителю безразлично, у кого из производителей приобретать данный товар – единственным критерием является цена.
  • Нет дискриминации продавцов и покупателей, а законодательные ограничения минимальны и одинаковы для всех участников рынка, нет торговых привилегий.
  • Факторы производства абсолютно мобильны – можно быстро увеличить производство любого товара, на который предъявлен платежеспособный спрос.
  • Все участники рынка равно информированы или не информированы о ситуации на нем и вокруг него, нет эксклюзивных источников информации.
  • Рынок является источником средств существования для продавцов, и они не могут произвольно покинуть его без потерь.
Конечно, в чистом виде эти условия никогда не выполнялись. В частности, в Британии с 1815 по 1846 год действовали так называемые “хлебные” законы, существенно ограничивавшие свободу и конкуренцию на рынке хлеба. Но в целом период с 1815 по 1875 год в Европе может быть назван эпохой свободной конкуренции.
Превращение Британии в “мастерскую мира”. С 1780 по 1795 годы количество прядильных фабрик в Англии возросло в 10 раз и достигло 200. Во Франции, в это время их было всего 15.
Прорывное значение имело решение транспортной проблемы. За 50 лет, с 1785 по 1835 год, страна покрылась густой сетью дорог с твердым покрытием, каналов (более 100) и железных дорог. Благодаря этому добыча угля возросла с 1800 по 1865 год в 10 раз и достигла 100 миллионов тонн в год – 50% мирового производства (аналогично по чугуну).
Лидерство британской технической мысли, наряду с ранним развитием сырьевой базы обеспечило Англии доминирующие позиции в машиностроении. Развернувшееся в Европе железнодорожное строительство, да и сам Промышленный переворот поначалу вынуждено ориентировались на британскую технику. Британские же колонии и зависимые территории типа Китая полностью зависели от поставок английских товаров и оборудования.
Добившись серьезного технологического преимущества, Британия больше не была заинтересована в сохранении политики протекционизма (защиты внутреннего рынка от конкуренции), господствовавшего в Европе с эпохи Возрождения. Она добровольно отменила “хлебные” законы, “Навигационный акт”, снизила или вовсе упразднила пошлины на импортируемые из большинства европейских стран товары (все равно ее продукция была намного дешевле) и их призвала последовать своему примеру. Хотя большинство европейских стран ограничилось лишь снижением пошлин на английские товары, последняя все равно оказалась в выигрыше, благодаря исключительному качеству и высокой эффективности английского производства. Между 1850 и 1870 годами на долю Англии приходилось около 35 – 40% мировой техники.
Если в Европе Англия добивалась своих целей мирными, дипломатическими средствами, то со слаборазвитыми странами она совершенно не церемонилась. Так, против Китая в ходе так называемой “опиумной” войны дважды был применен военный флот. В результате Британия не только аннексировала Гонкон (позднее аннексия была заменена арендой на 99 лет, срок которой истек в 1997 году), но и навязала Китаю условия “свободной торговли” английскими товарами, и прежде всего индийским опиумом, с помощью которого значительная часть населения Китая была подвергнута наркотизации.






 
 
  Copyright © 2012 Экономика