Субъекты и объекты консультирования

Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние – это специалисты по управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, "штабную" подсистему организации).
Преимущества консультантов по менеджменту перед менеджерами следующие:
Независимость, непредвзятость взглядов;
Более широкий кругозор, обладание обширной информацией в самых разных областях менеджмента и хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления);
Ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов). Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними. Чем отличается консультирование от обучения? Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный, "штучный" подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, права, и т.д. передаются менеджеру в общей форме и затем уже применяются ими на практике. Положительные стороны того или иного способа передачи знаний объединяются в обучающем и процессном консультировании. Разумеется, в конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех трех видов консультирования и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.
В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как у нас пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью самих клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом. Существует много объектов консультирования, которые могут быть разделены по крайней мере на несколько групп по форме собственности (государственные, частные, акционерные и смешанные предприятия), по размеру (малые, средние и крупные предприятия) по территориальному признаку (центральные и региональные административные образования).
Соответственно клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные или местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д.
Современный набор консалтинговых услуг сложился в 1950 – 1960-е годы, которые на Западе называют "Золотым веком консалтинга", что связано с послевоенным ускоренным развитием и интернационализацией экономики. Вызвавшими усиление потребности в консультационных услугах. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.
Виды консалтинговых услуг, (согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по менеджменту):
1. Общее управление
1.1 Определение эффективности в системе управления
1.2 Оценка бизнеса
1.3 Управление нововведениями
1.4 Определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка
1.5 Диверсификация или становление нового рынка
1.6 Международное управление
1.6 Оценка управления
1.7 Слияние и приобретение
1.8 Организационная структура и развитие
1.9 Приватизация
1.10 Управление проектом
1.11 Управление качеством
1.12 Реорганизация инженерных служб
1.13 Исследование и развитие
1.14 Стратегическое планирование
2. Администрирование
2.01Анализ работы канцелярии
2.02 Размещение или перемещение отделов
2.03 Управление офисом
2.04 Организация и методы управления
2.05 Регулирование риска
2.06 гарантии безопасности
2.07 Планирование рабочих помещений и их оснащение
3. Финансовое управление
3.01 Система учета
3.02 Оценка капитальных затрат
3.03 Оборот фирмы
3.04 Снижение себестоимости
3.05 Неплатежеспособность (банкротство)
3.06 Увеличение прибыли
3.07 Увеличение доходов
3.08 Налогообложение
3.09 Финансовые резервы
4. Управление кадрами
4.01 Профессиональное движение и сокращение штатов
4.02 Культура корпораций
4.03 Равные возможности
4.04 Поиск кадров
4.05 Отбор кадров
4.06 Здоровье и безопасность
4.07 Программы поощрения
4.08 Внутренние связи
4.09 Оценка работ
4.10 Трудовое соглашение и занятость
4.11 Обучение менеджменту
4.12 Планирование рабочей силы
4.13 Мотивация
4.14 пенсии
4.15 Анализ функционирования
4.16 Психологическая оценка
4.17 Вознаграждение
4.18 Повышение квалификации работников
5. Маркетинг
5.01 Реклама и содействие сбыту
5.02 Корпоративный образ и отношения с общественностью
5.03 Послепродажное обслуживание заказчиков
5.04 Дизайн
5.05 Прямой маркетинг
5.06 Международный маркетинг
5.07 Исследование рынка
5.08 Стратегия маркетинга
5.09 Разработка новой продукции
5.10 Ценообразование
5.11 Розничная продажа и диллерство
5.12 Управление сбытом
5.13 Обучение сбыту
5.14 Социально-экономические исследования и прогнозирование
6. Производство
6.01 Автоматизация
6.02 Использование оборудования и его техническое обслуживание
6.03 Промышленный инженеринг
6.04 Переработка материалов
6.05 Регулирование внутреннего распределения материалов
6.06 Упаковка
6.07 Схема организации работ на предприятии
6.08 Конструирование и совершенствование продукции
6.09 Управление производством
6.10 Планирование и контроль за производством
6.11 Повышение производительности
6.12 Закупки
6.13 Контроль качества
6.14 Контроль за поставкой узлов и деталей
7. Информационная технология
7.01 САПР/АСУ
7.02 Применение компьютеров в аудите и оценке
7.03 Электронная издательская деятельность
7.04 Информационно-поисковые системы
7.05 Административные информационные системы
7.06 Проектирование и разработка систем
7.07 Выбор и установка систем
8. Специализированные услуги
8.01 Обучающее консультирование
8.02 Консалтинг по управлению электроэнергетикой
8.03 Инженерный консалтинг
8.04 Экологический консалтинг
8.05 Информационный консалтинг
8.06 Юридический консалтинг
8.07 Консалтинг по управлению распределением и материально-техническому снабжению
8.08 Консалтинг в государственном секторе
8.09 Консалтинг по телекоммуникациям
Классификация является предметной, т.е. консалтинг различается по видам в соответствии с функциями, которые выполняют менеджеры. Консультанты не выполняют самих этих функций, а вырабатывают рекомендации по их выполнению. Они соответствуют менеджерам как осуществлять общее управление, администрирование, финансовое управление, реализацию информационных технологий и другие функции. Рассмотрим кратко, для решения каких задач Вы можете пригласить консультантов по каждой из 8 перечисленных групп консалтинговых услуг.
Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с самим существованием Вашего предприятия и перспективами Вашего бизнеса. Они оценивают состояние дел в Вашей организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации пои изменению форм собственности и составу собственников, приобретению имущества, акций или паев, совершенствованию организационных структур и т.д.
Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами как формирование и регистрация компаний, организация работы офисов, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача – оптимизировать управление организаций.
Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении 3 основных задач:
  • поиск источников и использование финансовых ресурсов;
  • оценка повышения текущей финансовой эффективности деятельности организаций;
  • укрепление финансового положения организации на перспективу.
Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещение акций и паев на рынке, кредиты, страхование, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т.д.
Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышение квалификации и управление кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача – содействовать менеджерам в оптимизации и привлечения использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.
Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важных для любого предприятия, действующих в условиях рыночной экономики, задач: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в условиях рыночной экономики наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.
Консультанты по организации производства, разбирающиеся в экономических, управленческих и инженерных вопросах оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологий производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирования и совершенствования продукции, оценка работ и т.д.
Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютера в бухгалтерском учете и других количественных методов оценки деятельности предприятия.
Специализированные консалтинговые услуги – это те виды услуг, которые не относятся их 7 вышеописанных групп. Они отличаются от них либо по методам, либо по объектам, либо по характеру внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридический консалтинг и т.д.)
 


 
Copyright © 2012, "Экономика"