Главная страница | Полезные ссылки | Карта сайта | Обратная связь
 

Эмиссия пластиковых карт

«Зарплатные проекты» помогли банкам сформировать армию держателей пластиковых карт. Операции с картами концентрируются в банкоматах, поэтому банкам приходится увеличивать их число, увязывая его с количеством зарплатных проектов. Рост числа банкоматов заметнее в Свердловской, Тюменской и Пермской областях, где зарплатные проекты реализуются особенно интенсивно.
Новая задача — превратить карты из средства снятия наличных в полноценные финансовые продукты, расширив их расчетные и кредитные функции.
Банковская пластиковая карта, даже став массовой и привычной для уральцев, не выполняет главной своей функции — расчетной. Лишь 1,5 — 2% местных владельцев карт регулярно платят ими за покупки и услуги (в целом по стране этот показатель составляет 10%). Остальные вспоминают о современном финансовом инструменте тогда, когда требуются наличные. Происходит это в лучшем случае несколько раз в месяц, в худшем — только раз, в день перечисления заработной платы на карточный счет. Удивляться такому положению дел бессмысленно: основным способом продвижения «пластика» в широкие массы были и остаются зарплатные проекты. На их долю приходится до 99% всех выпущенных на Урале карт. Согласитесь, что трудно заставить человека, получившего карту не по своей воле, а по приказу работодателя, использовать ее возможности в полном объеме, тем более, если доходы невелики, а сеть обслуживания карт ограничена.
Региональная эквайринговая сеть (сеть обслуживания карт на предприятиях торгов ли и сервиса), согласно статистике, насчитывает более шести тысяч точек. Однако далеко не в каждой из них действительно можно рассчитаться «пластиком»: с этим рано или поздно сталкивается каждый владелец карты. Многие магазины, поддавшись на уговоры банков, начинают принимать карты к оплате. Но затем, столкнувшись с низкой покупательной активностью владельцев карт и неизбежными сложностями (прежде всею в обеспечении качественной связи), отказываются от такой практики, оставаясь при этом в информационной базе банков-эмитентов. Некоторые недобросовестные торговые работники, облегчая себе жизнь, втихомолку убирают оборудование для обслуживания карт под прилавок. Подключают его лишь тогда, когда попадается особо требовательный клиент, зашедший в магазин как раз потому, что увидел логотип «своей» карты на входной двери. Попытки неопытных кассиров справиться с пылившейся месяцами техникой в подобных ситуациях редко заканчиваются удачно. Побывавший в такой переделке клиент, скорее всего, не скоро снова попытается рассчитаться картой.
Благосклонно относятся к картам крупные торговые центры в областных столицах и крупнейших городах региона, ориентирующиеся на покупателей с высокими доходами. Но и они нередко вынуждают платить наличными, например, не предоставляя при безналичном расчете скидок по собственным же дисконтным картам. Понять их можно: обслуживание расчетов по картам так и не стало повседневной бизнес-практикой. Число покупателей с картами ничтожно мало, а сумма покупки, как правило, невелика. До тех пор, пока не будет реальной конкуренции за покупателя с картой, рассчитывать на сколько-нибудь заметные сдвиги в этой сфере вряд ли стоит.
Ситуация усугубляется раздробленностью карточных проектов на Урале. Виноваты в этом сами банки. Начав пластиковый бизнес, многие пошли собственной амбициозной дорогой и вывели на рынок свой, отличный от конкурентов, продукт. В результате карта любой системы, будучи вполне качественным и передовым расчетным инструментом, на одной территории работает безупречно, а на другой становится бесполезным куском пластмассы. Развивать сеть обслуживания «своей» карты в одиночку банкам не под силу. Даже возможности монополиста рынка — Сбербанка России, эмитирующего карты «Сберкарт», как показывает практика, в этом смысле ограничены. Успехи претендующих на статус общероссийских систем «Золотая Корона» и «Юнион Кард», впечатляющие в отдельных областях, в федеральном масштабе выглядят скромно. Лидерство Башкирии по уровню развития инфраструктуры обслуживания карт в торгово-сервисной сети показательно: это единственная на Урале территория, где нет раздробленности карточного рынка. Система «Аккорд» по указу президента РБ является национальной платежной системой еще с 1997 года.
Эквайринговой сети обслуживать одновременно карты пяти-десяти основных систем, представленных на Урале, невыгодно и неудобно. Ей приходится делать выбор. Кто-то от выбора и вовсе отказывается, следуя формуле «лучше уж никак вместо как-нибудь». До сих пор торговля и сфера услуг достаточно активно работали с упомянутыми «Золотой Короной» и «Юнион Кард», однако в последнее время все отчетливее проявляется переориентация на западные брэнды. С одной стороны, это логично. Международные карты используют универсальные технологические решения, используемые всеми банками-эмитентами и эквайерами, поэтому одной и той же картой можно рассчитаться и в небольшом уральском городе, и в столицах регионов, и за границей.
Пока эквайринговая сеть не способна по объективным причинам обеспечить массовое обслуживание владельцев карт, ждать их ухода от банкоматов в магазины преждевременно. Принимая во внимание приверженность клиентов к проведению операций с картами именно в банкоматах, банки интенсивно оснащают расчетными функциями эти устройства, превращая их в банковские мини-офисы. Параллельно банки реализуют дисконтные и кредитные программы, дополнительно стимулируя использование карты в качестве платежного средства.
Хорошим тоном становится последовательное увеличение не только числа банкоматов, но и их расчетных функций. Сообщения о новых адресах и возможностях банкоматов приходят каждую неделю. Пожалуй, наиболее активно внедряется оплата через банкоматы счетов телефонных операторов и интернет-провайдеров, поставщиков коммунальных услуг и электроэнергии. Появляется возможность перечислить средства с одного банковского счета на другой. Банки старательно приучают клиента пользоваться банкоматом по прямому назначению — для снятия наличных — только тогда, когда сам банкомат заплатить не может.
Становится тенденцией внедрение дисконтных программ и так называемых ко-брэндинговых проектов (когда карта выпускается под двумя брэндами, банка и его партнера, и позволяет получать льготы при оплате картой услуг этого партнера). Сейчас, в преддверии летнего отпускного сезона, реализуются совместные проекты с туристическими компаниями. Ко-брэндинговые карты обеспечивают скидки при покупке путевок, а также при условии проведения безналичных расчетов позволяют набирать баллы, оборачивающиеся в итоге новыми скидками, льготами и бонусами.
Магистральным направлением развития пластиковых карт в этом году, по мнению региональных банкиров, будет интенсивное расширение кредитных функций пластиковых карт и запуск полноценных кредитных карт для розничного потребителя. К слову, зарплатная специфика региональной эмиссии оказалась на руку кредитной активности банков в отношении частных лиц. Кредитовать их напрямую решаются единичные банки — слишком высоки риски. А выдавать займы под зарплату и гарантии предприятий-работодателей готовы многие. Большинство банков практикует (причем уже на протяжении двух-трех лет) кредитование зарплатного карточного счета «до получки» — так называемый овердрафт. Схема такова: клиент может потратить денег больше, чем есть на карте, а перерасход и проценты за него удерживаются из следующей зарплаты. Размер овердрафта устанавливается индивидуально, однако, как правило, он не превышает половины среднемесячного заработка. Некоторые банки идут дальше и предлагают по картам программы потребительского кредитования, выдавая займы на более длинные сроки — от нескольких месяцев до двух лет. Правда, такая практика как составляющая именно зарплатных проектов общепринятой не стала: банки предпочитают разделять зарплатные проекты и потребительские кредиты.
После зарплатно-кредитной разминки банки переходят к полноценным кредитным процедурам с использованием пластиковых карт. Понятно, что на первом этапе «независимыми» клиентами-заемщиками станут все те же зарплатики, ведь у них уже сложилась кредитная история, необходимая кредиторам для оценки надежности заемщика. Очевидно, что и суммы первых кредитов будут невелики: вряд ли по картам будут выдаваться кредиты на покупку дорогостоящей аппаратуры или автомобилей. Однако. Краткосрочный кредит для повседневных расходов получить будет можно.
Разумеется, незарплатные и полноценные кредитные карты не станут на Урале массовым финансовым продуктом. Но повышение функциональности и доступности платежных карточных систем — знаковое событие на пути от количества к качеству. Учитывая, что в центре внимания банковского сообщества сегодня именно частное лицо (и как вкладчик, и как источник процентных доходов по кредитам), можно с большой долей уверенности предположить: владельцы пластиковых карт станут вспоминать о них не только при нужде в наличных.
 
Copyright © 2012, "Пластиковые карты"
return_links(); ?>