Главная страница | Полезные ссылки | Карта сайта | Обратная связь
 

Рынок пластиковых карт в регионах

На Урале представлены карты различных платежных систем международного, федерального, межрегионального и локального (городского) масштабов. Лидер по количеству представленных карточных брэндов — Свердловская область (функционируют карты 18 систем). Минимальное число систем — шесть — работает в Курганской области. На других территориях эмитируются карты 7-12 систем.
Консолидирующая система, имеющая максимальные количественные показатели по Большому Уралу в целом и при этом равноправно представленная во всех областях и республиках региона, отсутствует. Формально региональным лидером по количеству выпущенных карт является российская Union Card (0,9 млн штук на начало года), однако 80% эмиссии сконцентрировано в двух субъектах — Тюменской и Свердловской областях, которые и обеспечивают на Урале первенство системы, претендующей на статус общефедеральной. Значительная эмиссия приходится также на Челябинскую и Пермскую области— 9% и 8% соответственно. На втором месте — международная система VISA International (0,8 млн карт). Проводя агрессивную региональную политику, она добилась в 2002 году более чем двукратного увеличения числа карт — это максимальный показатель среди платежных систем, работающих в регионе. Половина эмиссии приходится на Тюменскую область, по 20% — на Челябинскую и Свердловскую. На третьем месте — система Accord (более 0,5 млн карт), созданная по инициативе банка «УралСиб» и доминирующая в Башкортостане: по указу президента этого субъекта РФ с 1997 года она имеет статус республиканской платежной системы. Кроме Башкирии, на Урале Accord имеет значительные показатели лишь в Свердловской области (около 25% эмиссии).
Четвертое место в регионе занимает «Сберкарт» (система Сбербанка России): объем эмиссии по Уралу — 0,4 млн штук, более трети из них обращаются в Пермской области. Пятое у «Золотой короны» (более 0,3 млн штук: 0,2 млн карт выпущены в Челябинской области, 0,1 — в Тюменской, в других областях — по несколько тысяч). Весьма заметна на региональном рынке деятельность локальных платежных систем (действующих, как правило, в инфраструктуре одного банка или отдельно взятого города). Среди них — «Урал-Экспресс», «Урал-Кард», «Ижкард - НГС-банк», «Меткомбанк», «Ноябрьскнефтекомбанк», «Тюмень» и др. Их совокупное количество составляет около четверти миллиона штук.
В приложении 1 приведена таблица «Сведения о деятельности кредитных организаций в части расчетов с использованием банковских карт на территории Уральского региона и Тюменской области в 2002 году.
Количество выпущенных карт прямо пропорционально масштабу экономики и возможности реализации крупных зарплатных проектов, а также уровню доходов населения. Первенство Тюменской области и аутсайдерство Курганской – закономерны. (Приложение 2).
На территории Большого Урала (Уральского региона и Тюменской области) к началу 2003 года выпущено около 3,5 млн пластиковых карт различных платежных систем: это четверть общероссийской эмиссии (по данным ЦБ РФ, более 14 млн). Региональный рынок за 2002 год вырос в целом в полтора раза (на 1 млн), рост в отдельных областях и республиках составил 1,3 — 1,5 раза.
Больше всего владельцев пластиковых карт (более 1 млн) в Тюменской области. В тройку территорий с максимальной эмиссией входят также Свердловская область (0,8 млн) и Башкирия (0,6 млн).
Наименее освоена Курганская область. Сельскохозяйственный, к тому же дотационный регион с низкими доходами населения участникам рынка «пластика» неинтересен: если в соседних субъектах РФ количество эмитированных карт измеряется сотнями тысяч, то здесь выпущено менее 20 тыс. карт.
По Графикам 1 и 2 (Приложение 3) тенденция видна достаточно отчетливо. Одного взгляда на графики достаточно, чтобы увидеть кардинальные перемены в расстановке сил в разрезе платежных систем. Если сравнить круговые диаграммы, видно, что международная платежная система Visa International занимает на 10% больше от общей эмиссии относительно предшествующего года. Объем эмиссии по Уральскому региону увеличился вдвое. По Свердловской области – в 4 раза.
Международные пластиковые карты прорвались на российский рынок: впервые после 1998 года зафиксирован резкий рост объемов эмиссии в регионах. На Урале Visa и Europay практически догнали по количеству карт отечественную платежную систему Union Card — казалось бы, бесспорного лидера. Российские системы усиленно пытаются противостоять экспансии западных конкурентов, однако удается им это с трудом: основное преимущество отечественных карт — их дешевизна — перестает быть определяющим. Население готово платить за более качественные и престижные продукты, а банки — вкладываться в новые технологии.
В Свердловской области традиционным лидером всегда была российская платежная система Union Card: на ее долю приходится почти половина рынка (45%). Однако в этом году ее позиции впервые пошатнулись. Ведущая мировая платежная система Visa прорвалась в регион: каждый квартал она увеличивала объем эмиссии на 60%, и сегодня ее карты отвоевали 15% рынка.
Столь бурное развитие мировых карточных систем в России связано прежде всего с объективными экономическими факторами: мы стали жить лучше. Поданным ГУ ЦБ РФ по Свердловской области, номинальные денежные доходы населения увеличились за первое полугодие (по сравнению с тем же периодом 2001 года) на 31%, реальные — на 12%. Не только в Москве, но и в регионах формируется новый круг потребителей, типичный для экономически развитых стран Они пользуются пластиковой картой как средством платежа, готовы платить за безопасность своих сбережений. Они знакомь с финансовыми услугами и рассчитывают на дополнительный сервис.
— Нам нужно было расширять спектр услуг для населения, предлагать как можно больше качественных продуктов, к которым, безусловно, относится Visa. Карты этой системы защищены несравненно выше, чем российские, поэтому мы посчитали ли, что стоит инвестировать средства именно в такой проект, — объясняет вступление в Visa начальник отдела пластиковых карт Уралтрансбанка Кирилл Климов.
Увидев мощную потенциальную клиентскую базу, Visa существенно смягчила условия сотрудничества с российскими банками. Известно, что уровень затрат банков на право стать членом международной системы существенно выше, чем российской. Именно дешевизна «захода» в Union Card всегда была главным аргументом в пользу этой системы со стороны региональных банков. В итоге почти все крупные и средние кредитные организации Свердловской области отдали предпочтение этой системе (сейчас таких 11).
Сегодня финансовое состояние многих региональных банков позволяет инвестировать в эти технологии гораздо больше (по данным ГУ Банка России по Свердловской области, совокупные пассивы кредитных организаций за полгода увеличились на 19,7%, ресурсная база — на 18,8%, работающие активы—на 17,8%). В результате региональные банки, традиционно работающие с Union Card, пересматривают свою политику на рынке пластиковых услуг. Так, Уральский банк реконструкции и развития, работающий с Union Card с 1996 года, в 2000-м полностью перешел на Visa International и MasterCard International. К ноябрю этого года он эмитировал уже более 50 тысяч карт этих систем. Алексей Овчинников, директор департамента по развитию бизнеса с физическими лицами Уральского банка реконструкции и развития, объясняет решение так:
— Преимущества Visa и MasterCard заключаются в универсальных технологических решениях, основанных на единых международных стандартах. Разница между вложениями в локальную (а любая российская система из-за сверхжесткой конкуренции на рынке действует локально) и международную программу заключается в том, что в первом случае банки самостоятельно несут большинство расходов, во втором — пользуются результатами коллективных финансовых и интеллектуальных вложений. Поэтому инфраструктура обслуживания международных карт Visa и MasterCard развивается быстрее.
Действительно, темпы прироста банкоматов в 2002 году у Visa существенно выросли, по их количеству Visa практически догнала Union Card (109 и 130 соответственно). Мало того, по объему безналичных операций через карты в торгово-сервисной сети Visa вышла в лидеры. На ее долю приходится 46% платежей, по 14 % — на MasterCard и Аккорд, 11 % — на «АС Сберкарт» и только 10% — на Union Card. Это еще один фактор, свидетельствующий о динамике закрепления этой системы в области.
Стоит отметить, что банки области оказались готовы к экспансии. Они продемонстрировали перед банковским сообществом достаточно высокие амбиции. Уралтрансбанк, например, заявил о намерении получить самый высокий статус в системе Visa:
— статус принципиального члена — и добился своего, став четверым банком в регионе, его имеющим (статус дает право самостоятельно работать с расчетной системой и получать дополнительные комиссии). ВУЗ-банк первым в России получил сертификат на эмиссию чиповых карт. Начальник управления международных пластиковых карт ВУЗ-банка Татьяна Брюховских мотивирует выход на чип тем. Что банк ориентируется не на реализацию зарплатных проектов, как многие, а на розничного клиента: «Частный клиент более привередлив, он больше уважает технологии, которые позволяют ему быть наравне с западными коллегами, ему нужно постоянно предлагать что-то новое». Не отстает от тенденции и «Северная казна»: банк, вступив в Visa, сразу объявил о развитии карт исключительно на базе микропроцессора. Чиповые технологии сегодня считаются самыми передовыми, наиболее защищенными, при этом не самыми дешевыми. Однако региональные банки берутся за их освоение.
- Наш принцип: в залах «Северной казны» должны продаваться только микропроцессорные карты, как российские, так и международные. Да, это недешево. Но мы отдаем себе отчет в том. Что инвестиции в такие технологии окупаются не за один год, и готовы нести затраты — говорит Олег Антонов, начальник управления сбережений и платежных систем банка «Северная казна».
Захват регионального рынка мировыми картами стал возможен еще по одной причине: они смогли убедить в необходимости сотрудничества локальные системы. А это вопрос не менее важный, чем борьба с общенациональными монстрами типа Union Card, «Золотой короны» и др. В Свердловской области в общей сложности действуют более 20 банковских систем, и эта разноголосица сильно раздражает менеджеров мировых компаний.
Дело в том, что на первом этапе развития рынка пластиковых карт российские банки, особенно в маленьких городах, считали более эффективными вложения в недорогие собственные проекты, приспособленные преимущественно под зарплатные программы.
— Локальные системы в свое время сделали большое дело, они как нельзя лучше подходили для населения. Например, для такого города, как Нижний Тагил, карты «Тагилбанка» — идеальное решение. В течение трех месяцев они охватили весь НТМК. Я не думаю, что с Visa тогда можно было бы сделать то же. Но сейчас, наверное, нет смысла городить свое. Как только для банка затраты на содержание и модернизацию собственной системы сравняются с участием в Visa или MasterCard, он мигрирует из одной системы в другую, — считает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
Менеджеры Visa и MasterCard долго убеждали руководителей местных банков не выбрасывать свои карты, а найти способ технологического совмещения. И вот первые «ласточки» появились. Банк «Северная казна», традиционно отстаивающий преимущества своей карты, сделал долгожданный для международных систем шаг. Он пошел на совмещение своей собственной чиповой локальной карты с технологической платформой MasterCard.
- Мы по-прежнему уверены, что для участников недорогих зарплатных проектов наша карта — идеальный вариант. Но срок ее «жизни» мы определили до 2005 года, а дальше она трансформируется в MasterCard. До этого времени локально, на территории области, будет действовать карта «Северная казна» с платежным приложением MasterCard, и чиповая международная карта Visa для расчетов вне области. В первом случае мы оставляем за собой свою традиционную клиентуру — владельцев зарплатных карт, а во втором — получаем новый класс клиентов — среднего достатка и выше, — говорит Олег Антонов.
Сегодня даже самые ярые сторонники отечественных карточных технологий признаются: с Visa не поспоришь. С помощью зарплатных проектов эта система с ее активной рекламной политикой в регионах так или иначе, будет увеличивать свою долю рынка и по эмиссии карт, и по количеству их держателей. Банкам, работающим с той же Union Card, все сложнее будет уговаривать оставшиеся неохваченными крупные преуспевающие предприятия (а это и есть самые лакомые кусочки рынка) перейти на аналогичные программы. Непросто соперничать с Visa и в плане развития инфраструктуры. Сегодня число ее банкоматов и, что главное, терминалов в торгово-сервисной сети так же маю, как и у конкурентов, но новые члены Visa настроены в этом вопросе весьма серьезно.
Мы в ближайшее время установим в области более 60 банкоматов, начнем ставить терминалы в магазинах, — говорит Олег Антонов. — И у нас здесь очень хороший тандем с другими банками — Уральским банком реконструкции и развития, Урапромстройбанком, потому что мы работаем через общего спонсора— Гута-банк. Я знаю, что у них тоже большие планы в этом вопросе, и в конечном итоге все мы будем работать на развитие рынка. Я думаю, комиссионные в банкоматах «Северной казны» будут даже ниже, чем в Union Card. Дело в том, что в отличие от Visa, которая в России устанавливает для всех банков равные (хотя и достаточно высокие) комиссионные за снятие наличных. Union Card дифференцирует ставки: банк-эмитент не взимает комиссию вообще, а владельцы карт других банков платят за эти операции достаточно высокие комиссии. Это одна их причин, почему банки — члены Union Card никак не могут найти общий язык для объединения.
 
Copyright © 2012, "Пластиковые карты"
return_links(); ?>