архитектура рисование набросок
Главная | Контакты
 
Оборудование, материалы, инструменты и их использование
Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях
Конструкция формы. Общие понятия о строении формы. Связь внешнего построения с внутренней конструкцией. Важность познания конструкции формы для архитектора
Движение. Общее понятие о движении. Виды движения. Движение, проявление работы конструкции. Изображение движения в учебном рисовании
Пропорции. Отношение и соразмерности предметов и их частей по определенным признакам. Восприятие пропорций и их изображежение в рисунке
Виды изображений. Основы зрительного восприятия формы и ее изображение на плоскости параллельными лучами — ортогональ и аксонометрия; коническими лучами — перспектива
Светотень. Условия и закономерности освещения предметов
Цвет и фактура. Внешние свойства предметов, влияющие на восприятие пластики формы и ее тональное изображение
Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке
Рисование геометрических тел
Рисование предметов быта, труда, культуры

Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений

Рисование малых архитектурных форм — беседок, фонтанов, павильонов различного назначения и т. д. полезно тем, что такой тип сооружений дает возможность видеть конструкцию, хорошо просматривать внутреннее и наружное пространство, видеть их связь, работу строительного материала.
В качестве примера взята беседкаротонда Нескучного сада в Москве (архит. М. Ф. Казаков). Поскольку рисунок на эту тему относится к начальным упражнениям, то при определении цели работы следует исходить из тех фактических знаний и умений, которыми обладает учащийся. Важно уже в первых рисунках архитектурных сооружений выработать целесообразную методическую последовательность выполнения их, уделить большое внимание сущности архитектурного объекта, продолжить более глубокое освоение основных закономерностей реалистического рисунка — сложного перспективного построения изображения, тонального выявления объемных характеристик объекта, пространства. В этих упражнениях внимание учащегося должно быть направлено на выяснение связей архитектуры с окружающей средой.
Весь процесс рисования можно разделить на два этапа: первый — определение композиции рисунка и знакомство с архитектурным сооружением; второй — непосредственное исполнение рисунка. При изучении и рисовании архитектуры учащийся дожен выяснить для себя множество вопросов: что это за сооружение, его функциональное назначение, место в окружающей среде, каков генплан, планы, разрезы, фасады этого сооружения, каковы стилевые особенности его, из какого материала оно построено, его конструкции, пропорции и т. д. Чем больше будет поставлено и выяснено вопросов, тем глубже будет понимание сути данного сооружения.
Взятая в качестве примера беседка — центрическое сооружение, покоящееся на высокой гранитной набережной Москвы-реки, имеет ярко выраженную ось; восемь колонн тосканского ордера несут купол с антаблементом. Эта беседка видовая. Под ее куполом приятно любоваться панорамой города, хорошо укрыться от солнца или дождя. В этом заключается одно из ее функциональных назначений. Другое — этой беседкой можно любоваться как мастерским произведением архитектуры, гармонично вписанным в природу. Она хорошо раскрывается зрителю с аллей парка или противоположного берега реки, а также и с воды. Со всех точек она воспринимается по-разному, под различными ракурсами. В Нескучном саду таких беседок две, стоят они на набережной Москвы-реки и входят в дворцовый ансамбль, находящийся в глубине парка. Беседки построены из белого камня, материала характерного для многих старых строений Москвы. Контрастирует с белым камнем красиво орнаментированная решетка-ограда из чугуна. Антаблемент упрощен и состоит из двух частей — архитрава и карниза. Фриз отсутствует. Одновременно с изучением объекта рисующий присматривается к возможным точкам зрения и прикидывает композицию рисунка. Беседка — главное в композиции и введение в рисунок окружающей среды (людей, деревьев, неба, воды) должно быть подчинено этому главному.

архитектура рисование набросок
Изучение памятника Лизикрату по таблицам

Процесс изучения объекта, выбор точки зрения должны быть активными и сопровождаться зарисовками основных ортогональных видов сооружения — ситуационного плана, разреза, фасада вместе с окружением, а также перспективными рисунками сооружения вместе со средой. И делать их надо не только с натуры, но и по представлению с необычных точек зрения: сверху, с воды и т. д. Силой воображения надо представить объект, например с вертолета, и суметь нарисовать. Эти рисунки — основа эскизов, по ним определяется формат картинной плоскости, степень заполнения листа изображаемым объектом, антуражем; в них должно ясно читаться — далеко или близко стоит архитектурное сооружение, как видно его — сверху или снизу, где проходит уровень горизонта. При выборе точки зрения надо учитывать возможные изменения освещенности объекта (в течение одного часа солнце перемещается примерно на 15°в горизонтальной плоскости). Из всех эскизов выбирается один. В данном случае выбран вид с реки на фоне деревьев парка и неба. В композицию входит также и вода. Словом, эта точка зрения (с лодки) позволяет показать сооружение в ракурсе и в связи с набережной, водой и деревьями.
Исходя из этого решена и композиция листа. Беседка, стена набережной взяты крупно на фоне деревьев и с отражением в воде. Весь рисунок строится на листе бумаги, имеющем вертикальную протяженность, пропорции листа 3X4 позволяют дать достаточно полную характеристику обстановки отдельно стоящей беседки. Исполнительский материал в учебном рисовании обусловливается заданием, в данном случае выбран карандаш и белая бумага.
Прежде чем приступить к выполнению окончательного рисунка, надо еще раз просмотреть избранный эскиз, уточнить на нем положение линии горизонта, очертания больших масс архитектуры, антуража. Тщательно выполненный эскиз будет хорошей основой при исполнении окончательного рисунка.

архитектура рисование набросок
Орнаментальный завиток. Учебный рисунок

1 -я стадия — пометки основных размеров масс архитектуры, антуража делаются по эскизу и выверяются по натуре. Поскольку беседка — сооружение центрическое, то следует найти место ее вертикальной оси и пометить ее на листе. После этого помечаются вертикальные членения: купол, антаблемент, колонны, высота набережной, ограждение. Далее помечаются крупные горизонтальные членения, оси колонн. Все эти пометки делаются легкими линиями. Такими же линиями помечаются в перспективе крупные формы беседки: купол, антаблемент, колонны, стена набережной, уточняется сложный рисунок деревьев.
2-я стадия. На этой стадии необходимо проанализировать построение рисунка, обратив особое внимание на соотношение основных членений, правильность перспективного построения, и исправить возможные ошибки. После этого переходят к пометке общих размеров мелких членений — капителей, орнамента ограды, карниза, камней стены набережной и т. д.
3-я стадия. Прорисовывая капители, надо учитывать, что все они повернуты к рисующему под разными углами и, следовательно, каждая из них имеет свою точку схода, особенно следует обратить внимание на рисунок абак.
4-я стадия. В стадии прорисовки деталей важно выдержать их соразмерность по отношению к целому. Поэтому после первой их пометки следует вновь проанализировать и скорректировать весь рисунок. Ошибочно помеченная деталь (велика или мала) будет сбивать масштаб сооружения. Таким образом, начав с пометок общих объемов сооружения, переходят к крупным вертикальным и горизонтальным членениям, помечая их в перспективе. Затем переходят к деталировке этих крупных структурных членений. Когда закончится эта стадия рисунка, то становится ясно видно очертание изображаемого объекта, нарисованного тонкими линиями.
5-я стадия. Следующий этап работы — тональное решение рисунка. В условиях пленэра он осложняется непостоянством освещения. В рисунке же невозможно передать изменение световой среды. В эскизе этот вопрос в общем был решен — свет справа или слева, т. е. найдены такие условия освещенности, которые наилучшим образом выявляют объем изображаемого объекта. Но к моменту окончания построения рисунка, если это не было предусмотрено, солнце может уйти, и все изменится. Однако в этом случае следует зрительно запомнить определенное световое состояние среды и исходя из этого постараться построить тени. В этой стадии работы над рисунком придется много делать «от себя».

архитектура рисование набросок
Консоль

Тональную моделировку формы следует начинать с самых темных мест. В данном примере — это тень в подкупольном пространстве, собственная тень на карнизе и падающая от него на архитрав, чугунная решетка и т. д. Тональная проработка формы в первую очередь ведется в тенях, собственных и падающих. Уже в этой стадии силу теней следует взаимоувязывать, делая их, как правило, более контрастными на переднем плане и менее — на заднем.
Общая сила теней на объекте увязывается с тональным решением антуража — деревьями, небом, водой. Поскольку деревья служат фоном и находятся в глубине пространства, их надо решать в мягких тональных отношениях. Это создаст иллюзию глубины, воздушного пространства. Тон не должен забивать линейного рисунка. Заключительная стадия — обобщение рисунка. Рисунок должен быть тонально собран, т. е. должны быть разобраны планы, сгармонированы тени, прокорректированы тональные отношения, если в процессе проработки деталей были допущены ошибки (перетемнены или, наоборот, ослаблены тени). При солнечном освещении тональная лепка формы должна быть более четкой.

архитектура рисование набросок
Малая архитектурная форма. Учебный рисунок

Гранитный шар на прямоугольном постаменте оформляет сход к воде и служит композиционным акцентом на однообразно тянущемся парапете набережной, а также обозначает место для причала судов. И в этом рисунке и в рисунке башен Кремля основой архитектурных форм являются куб, шар и параллелепипед, пирамиды, т. е. геометрические формы. Надо увидеть простые формы башен, декорированных деталями. Последовательность выполнения этих рисунков такая же, как и в разобранном выше примере: эскиз, пометка крупных объемов первого плана, пометка фона, тональная проработка с выявлением глубины пространства.
Композиция рисунка выявляет скученность застройки старого города. Изображение арки занимает почти всю картинную плоскость, неба не видно, узкая улочка, раскрывающаяся через арку, упирается в стену дома. В этой учебной работе выбрана такая точка зрения, когда картинная плоскость почти параллельна плоскости стены с аркой. Рисунок выполнен в лаконичной, линейной манере с условной обобщенной прокладкой теней. Для передачи глубины пространства использованы закономерности воздушной перспективы, свет дальнего плана легко прикрыт, уменьшен контраст между светом и тенью.
Этот рисунок, как и два первые, выполнен карандашом. Но в этом случае рисунок имеет ярко выраженный линейный характер с лаконично проложенными тенями.

архитектура рисование набросок
Фрагмент архитектуры. Учебный рисунок

Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Туловище человека. Анатомическое строение. Возможности движения. Конструкция. Основные конструктивные точки и применение их в рисовании
Кисть, ступня и конечности. Анатомическое строение. Конструкция. Основные движения. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Фигура человека. Конструкция фигуры в целом, основные движения. Пропорции. Основные точки и применение их при рисовании
Рисование фигуры человека
Рисование рельефа
Рисование и изучение форм животного мира
Рисование архитектурных деталей
Рисование орнамента
Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений
Рисование интерьеров
Рисование экстерьера архитектурных сооружений и их комплексов
Рисование по заданным ортогональным проекциям
Рисование элементов окружающей среды
Графитные карандаши
Толстые грифели, мелки и уголь
Перо
Кисть
Совмещение различных инструментов и материалов
 
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок

Главная | Наши друзья | Контакты

© 2008-2012 PORTAL-1.RU