архитектура рисование набросок
Главная | Контакты
 
Оборудование, материалы, инструменты и их использование
Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях
Конструкция формы. Общие понятия о строении формы. Связь внешнего построения с внутренней конструкцией. Важность познания конструкции формы для архитектора
Движение. Общее понятие о движении. Виды движения. Движение, проявление работы конструкции. Изображение движения в учебном рисовании
Пропорции. Отношение и соразмерности предметов и их частей по определенным признакам. Восприятие пропорций и их изображежение в рисунке
Виды изображений. Основы зрительного восприятия формы и ее изображение на плоскости параллельными лучами — ортогональ и аксонометрия; коническими лучами — перспектива
Светотень. Условия и закономерности освещения предметов
Цвет и фактура. Внешние свойства предметов, влияющие на восприятие пластики формы и ее тональное изображение
Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке
Рисование геометрических тел
Рисование предметов быта, труда, культуры

Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях

Для выработки первоначальной координации глаза, мозга и руки и приобретения навыков целесообразного использования рисовальных инструментов и материалов впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений на развитие расчета и глазомера. На этих упражнениях учащийся осваивает основной принцип «рисовать через две точки линиями», находить характерные пункты-точки различных линий или плоскостных фигур.
При рисовании, естественно, могут быть допущены те или другие ошибки, которых не надо бояться. Гораздо важнее вовремя замечать и уметь малыми средствами исправлять их. Поэтому первоначальные пометки должны наноситься более слабой или, как говорится, «исчезающей» точкой или линией. Эти пометки потом, по контрасту с более сильными, точнее найденными точками или линиями, проведенными после сравнения и анализа, должны стать незаметными.
Такой метод приучает работать «наверняка», осмысленно и без лишних стираний резинкой, а в дальнейшем, по мере систематических упражнений, приводит к быстроте и простоте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, развить технику рисунка легче на простых упражнениях, чем на более сложных заданиях, которые помимо технической стороны имеют много специфических конкретных задач, например перспектива, светотень, конструкция того или другого предмета, решение композиционных вопросов.
Как при обучении человека грамоте большое значение придается четкому написанию букв, которое дает возможность проще и быстрее контролировать правильность написания слова, а в дальнейшем и записываемой мысли, так и разумное использование точек и линий облегчает решение различных задач, стоящих перед рисующим.
Умение использовать точки, линии и тушевку обостряет «зрение мозга» на природу, на ее внешние и внутренние закономерности и облегчает осознанный контроль за рисунком со стороны рисующего и со стороны педагога.
Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, а также различные явления бесконечны, но все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком. Так как для рисования служит бумага прямоугольного формата, то большое значение в процессе обучения имеют линии, параллельные краям (рис.1).

архитектура рисование набросок
Посадка при рисовании с натуры а - вид сбоку; б - вид сверху

В натуре им могут соответствовать вертикальная линия отвеса и перпендикулярная отвесу горизонтальная линия. По отношению к основным осям, как правило, будет рассматриваться движение предмета и его перспективное изображение. Относительно этих «компасных линий» в учебном рисунке берутся и строятся все другие разнообразные по характеру линии (рис.2). В учебном рисовании надо приучить себя видеть всю линию в целом. Для этого следует обозначить сперва ее начало и конец точками. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а в конец линии, отмеченной точкой. Более сложные по форме линии требуют фиксации ряда промежуточных характерных точек, которые определяются при помощи вертикальных и горизонтальных касательных линий, параллельных краям листа бумаги.
Этот основной конструктивный принцип рисунка поясняется на приведенных примерах изображением прямой и изгибающейся линии.
Предположим, дана прямая линия определенного направления, которую необходимо изобразить (рис.3). На следующих рисунках показана методическая последовательность изображения данной линии, условно разложенная на четыре стадии.
1-я стадия — пометка двумя легкими точками направления и размера (расположения) линии на листе;
2-я стадия — уточнение расположения линии более заметными сильными точками;
3-я стадия — проведение по найденным точкам легкого изображения самой линии;
4-я стадия — на основании сравнения проведенной линии с заданной дальнейшее уточнение расположения линии и проведение ее окончательного изображения более сильным нажимом карандаша.
Во втором примере (рис.4) даны изогнутая линия определенного характера и положения и последовательность ее изображения на листе бумаги также в четырех стадиях.
1-я стадия — пометка четырех крайних для данного положения изогнутой линии точек, определяющих габариты изображения, путем проведения прямых касательных к заданной линии и параллельных краям бумаги; нахождение середины изображения;
2-я стадия — пометка шести характерных точек самой линии, из которых две определяют ее начало и конец, а четыре других находятся в местах касания данной линии к прямым, параллельным краям бумаги. Ориентирами для определения места этих точек должны служить середина и крайние точки изображения, помеченные в первой стадии;
3-я стадия — проведение легкого изображения изогнутой линии через шесть характерных точек, найденных во второй стадии;
4-я стадия — дальнейшее уточнение точками расположения линии на основе ее сравнения с заданной и окончательное, более сильное изображение изогнутой линии.
Для развития чувства пропорций и глазомера полезно выполнить ряд упражнений от руки в 2,5—3 раза больше, чем в пособии. Эти рисунки затем проверяются и сравниваются на глаз или с помощью измерительных приспособлений (рис. 5—16).
Для передачи пластической формы предметов средствами светотени учащемуся необходимо вначале овладеть техникой тушевки (рис. 17). Чтобы достаточнб верно передать все многообразие градаций светотени, ее силу, отношения и контраст, а также светлоту цветных поверхностей и характер фактуры, тушевка в учебном рисунке должна быть аккуратной. Для достижения этого следует проделать ряд упражнений. Сначала надо выполнить упражнения на равномерное покрытие плоскости бумаги тоном определенной силы (рис. 18).
Так как тональная гамма рисунка строится не на абсолютной силе тона, а на ее отношениях, необходимо проделать упражнения, развивающие чувство относительной силы тона (рис. 19).
Для того, чтобы почувствовать возможности изобразительного материала, приводится упражнение, показывающее, как зрительно меняется светлота бумаги в зависимости от силы рядом лежащего тона.
В начальных упражнениях тон следует наносить штрихами, используя движение кисти руки в обоих направлениях и не отрывая карандаша от бумаги. Штрихи нужно класть возможно ближе друг к другу в направлении, удобном для движения кисти, слегка меняя это направление для создания более однородного тона (см. рис. 17).
При выполнении всех этих упражнений, рассчитанных на развитие координации глаза, мозга и руки, поворачивать подрамник с листом бумаги не следует.

архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 1. Компасные линии в рисунке (горизонтальные и вертикальные) Рис 2. Линии различного характера по отношению "компасных" Рис 3(а). Процесс рисования прямой линии а — прямая линия определенного направления на листе бумаги, заданная для рисования;
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 3(б). пометка направления линии на листе; уточнение после анализа расположения линии более заметными точками; Рис 3(в). по найденным точкам легкое изображение линии; Рис 3(г). на основании сравнении проведенной линии с заданной, дальнейшее уточнение ее направления и проведение окончательною, более сильного изображения
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 4(а). заданная линии; Рис 4(б). пометка четырех характерных крайних точек для данного положения изогнутой линии и нахождение середины нзображения; Рис 4(в). пометка характерных точек кривой, две из которых определяют ее начали и конец;
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок  
Рис 4(г). проведение легкой линией изображения кривой через найденные характерные точки; Рис 4(д). анализ и дальнейшее уточнение точками расположения линии на листе бумаги, проведение окончательного изображения более сильным штрихом  
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 5(а). Проведение линий одной силы и на равном расстоянии друг от друга, параллельно к краям бумаги; Рис 5(б). наклонных к краям бумаги Рис 6. Проведение линий возрастающей силы, достигаемой различным нажимом карандаша
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 7(а). Деление линий на равные части Рис 7(б). Деление линий на равные части(без фиксации) Рис 8. Нанесение на линии разных направлений отрезков, находящихся в определенной соразмерности
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 9. Деление угла на равные части Рис 10(а). Проведение прямых линий, сходящихся в одну точку, находящуюся на листе бумаги и за ее краями Рис 10(б).
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 10(в). Рис 10(г). Рис 11. Проведение прямых линий под разными углами
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 12. Проведение изгибающихся линий Рис 13. Проведение повторяющихся элементов изогнутой линии Рис 13(а). одинаковой силы нажима карандаша
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 13(б). разным нажимом карандаша Рис 14(а). Примеры рисования простых геометрических орнаментов Рис 14(б). Примеры рисования простых геометрических орнаментов
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
Рис 15. Рисование эллипсовидных кривых Рис 16. Последователъностъ нанесения штриха при тушевке Рис 17. Примеры упражнении на тушенку плоскости бумаги равномерным тоном и с градациями от светлого к темному с плавным и ступенчатым переходами
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок архитектура рисование набросок  
Рис 18. Примеры упражнений на зрительное изменение светлоты бумаги Рис 19. Примеры упражнений на зрительное изменение светлоты бумаги  
Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Туловище человека. Анатомическое строение. Возможности движения. Конструкция. Основные конструктивные точки и применение их в рисовании
Кисть, ступня и конечности. Анатомическое строение. Конструкция. Основные движения. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Фигура человека. Конструкция фигуры в целом, основные движения. Пропорции. Основные точки и применение их при рисовании
Рисование фигуры человека
Рисование рельефа
Рисование и изучение форм животного мира
Рисование архитектурных деталей
Рисование орнамента
Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений
Рисование интерьеров
Рисование экстерьера архитектурных сооружений и их комплексов
Рисование по заданным ортогональным проекциям
Рисование элементов окружающей среды
Графитные карандаши
Толстые грифели, мелки и уголь
Перо
Кисть
Совмещение различных инструментов и материалов
 
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок

Главная | Наши друзья | Контакты

© 2008-2012 PORTAL-1.RU