архитектура рисование набросок
√лавна€ |  онтакты
 
ќборудование, материалы, инструменты и их использование
ѕостановка руки и развитие координации на простых упражнени€х
 онструкци€ формы. ќбщие пон€ти€ о строении формы. —в€зь внешнего построени€ с внутренней конструкцией. ¬ажность познани€ конструкции формы дл€ архитектора
ƒвижение. ќбщее пон€тие о движении. ¬иды движени€. ƒвижение, про€вление работы конструкции. »зображение движени€ в учебном рисовании
ѕропорции. ќтношение и соразмерности предметов и их частей по определенным признакам. ¬оспри€тие пропорций и их изображежение в рисунке
¬иды изображений. ќсновы зрительного воспри€ти€ формы и ее изображение на плоскости параллельными лучами Ч ортогональ и аксонометри€; коническими лучами Ч перспектива
—ветотень. ”слови€ и закономерности освещени€ предметов
÷вет и фактура. ¬нешние свойства предметов, вли€ющие на воспри€тие пластики формы и ее тональное изображение
Ќекоторые вопросы композиции в учебном рисунке
–исование геометрических тел
–исование предметов быта, труда, культуры
«адача насто€щего сайта Ч разработать на конкретных примерах методику обучени€ рисунку в архитектурной школе, учитыва€, что Ђформирование архитектора происходит в творческом процессе архитектурного проектировани€ во взаимодействии искусства, техники и наукиї.
¬ладе€ техникой рисунка, человек активно, образно и логически познает бесконечное богатство окружающего мира, в том числе и архитектуру, фиксирует свои разнообразные архитектурно-художественные, научные и технические идеи на пути их выполнени€.
¬ыдающийс€ советский зодчий ¬. ј. ¬еснин (1882Ч1950), удел€вший много внимани€ образованию молодых архитекторов и художников, писал: Ђ≈сли писатель, поэт выражают свою мысль-образ словами, то архитектор изображает свои замыслы на бумаге графическим путем в рисунке, наброске, эскизе или чертеже...ї, и далее делал вывод: Ђћного идей остаетс€ не воплощенными из-за неспособности выразить их на бумаге. ќтсюда совершенно €сно огромное значение рисунка и то направление, в котором следует вести этот предмет в архитектурных вузахї.
¬еликий французский философ-материалист, глава энциклопедистов ƒ. ƒидро (1713Ч1784) за€вл€л: ЂЌе довер€йте архитектору, не умеющему рисоватьї. ≈му же принадлежит мысль, что страна, в которой учили бы рисовать подобно тому, как учат читать и писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах.
ƒругой великий француз философ-педагог ∆.-∆. –уссо (1712Ч1778) считал, что зан€ти€ рисунком оказывают большое вли€ние на воспитание чувств, на полноценное познание предметов и €влений окружающей среды. ќн ставил рисование как общеобразовательную дисциплину на первое место. Ёто закономерно. —вободное владение рисунком плодотворно сказываетс€ в работе человека любой специальности. »звестный советский авиаконструктор Ћ. —. яковлев в своей книге Ђ–ассказы о жизниї утверждает, что очень помогло ему умение рисовать. ¬едь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех детал€х должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге. ј великий физик современности ј. Ёйнштейн (1879Ч1955), вознос€ хвалу великому ». Ќьютону (1643Ч1727), отмечает, что он предстал перед нами сильным, уверенным и одиноким, его радость созидани€ и ювелирна€ точность про€вл€ютс€ в каждом слове и каждом рисунке.
Ќачина€ с первобытной эпохи могучим средством в развитии науки, техники, искусств вместе с €зыком, его речью, словами, буквами был рисунок с его точками, лини€ми, штрихами, п€тнами, мазками, тушевкой, изображени€ми.
–ечь и рисунок входили в культуру людей, формиру€ их мышление, познание необъ€тного мира, помога€ создавать все новые и новые вещи. Ќесомненно, у всех народов рисунок участвовал в создании слов и письменности. Ќо если слово, письмо, чтение в конце XX в. стали в какой-то мере доступны каждому человеку, без них немыслима его нормальна€ жизнь в обществе, то внешне простые средства рисунка пока понимают и используют правильно немногие.
¬ слово Ђрисунокї вложены разные пон€ти€ и представлени€, чувства, объективные и субъективные отношени€. ќдно перечисление его многочисленных признаков говорит о сложности предмета, о его глубоких всесторонних св€з€х со всей человеческой культурой. –исунок Ч основа всех изобразительных искусств.
одновременно и самосто€тельна€ ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и т.д. »ногда его называют изобразительным €зыком, пон€тным без перевода люд€м разных национальностей. ¬ этом заложен большой смысл.  ак в речи человека, так и в рисунке отражаетс€ процесс мышлени€ и общени€ с другими людьми.  ажда€ професси€ своеобразно избирательно использует речь. ” ученого и инженера она рациональна, св€зана с наукой и техникой; у поэта или артиста Ч более эмоциональна, чувственна, св€зана с искусством и т.д. ѕодобно этому обстоит дело с рисунком. ¬ одном из них сильнее сказываютс€ объективные, рациональные, научные, в другом Ч субъективные, эмоциональные, эстетические подходы в использовании точек, линий, тона изобразительного материала (карандаша, пера, кисти и т.д.). ¬ одних изображени€х рисовальщик стремитс€ вы€вить инженерные или научные задачи (устройство машины, прибора, строительной конструкции, растений, животных, €влений в природе); в других Ч затронуть чувства, создать настроение, заставить зрител€ переживать изображение (портрет, пейзаж, историческа€ или бытова€ картина, плакат, иллюстраци€ к литературным произведени€м и т.п.). ¬ рисунке каждому содержанию требуетс€ соответствующа€ форма выражени€ или, как говор€т, Ђпо сюжету и манераї.
’арактер рисунков, выполн€емых в процессе проектировани€ современным архитектором, отражает рациональное использование графических средств и зависит во многом от цели и срока работы большого коллектива проектировщиков и строителей. Ќа первых стади€х архитектор стремитс€ лаконично и убедительно подчеркнуть архитектурную идею в набросках малого размера с тем, чтобы быстрее и увереннее перейти к рисункам, чертежам определенного масштаба; далее на кальке он уточн€ет решение; привлекает к разработке всего проекта техников, чертежников, инженеров различного профил€, а в некоторых случа€х использует Ё¬ћ.
јрхитектурные рисунки в своей основе переход€т через точечную, линейную, объемно-пространственную геометрию в точные чертежи, рисунки, стандартные по размерам и надпис€м, пон€тные но всех районах страны графические документы, по которым происходит финансирование и возведение архитектурной композиции.
» если у художника-живописца, графика рисунок в конечной стадии Ч законченное произведение, то у архитектора рисунок или лучше сказать комплекс ортогональных и перспективных рисунков-чертежей не виден посетител€м архитектурного объекта. јрхитектор-художник Ђговоритї на образном €зыке своих сооружений. Ёто обусловливает во многом стиль архитектурной графики.
¬ыдающийс€ архитектор Ће  орбюзье писал: Ђ–ису€, учишьс€ видеть зарождение вещей. “ы видишь, как они развиваютс€, растут, испытывают метаморфозы, расцветают, цветут, умирают и т.д. ћы бесповоротно придерживаемс€ принципа познани€ Ђот внутреннего к внешнемуї. ∆изнь каждой вещи имеет биологическое начало. Ѕиологи€ плана или разреза столь же необходима, как биологи€ любого создани€ природы.
¬ведение термина Ђбиологи€ї раскрывает сущность исследований в области современной строительной де€тельности. ∆ить, работать, развивать тело и дух, двигатьс€ Ч это действи€, соответствующие функционированию кровеносной, нервной и дыхательной систем. ќт внутреннего к внешнему... ¬се заложено в зародыше. ѕо-насто€щему можно оценить и полюбить лишь тогда, когда, увидев внешне красивое, мы в результате рассмотрени€, изучени€, исследовани€ проникаем в самое сердце вещейї. Ђ–исовать Ч это значит наблюдать, открывать, изобретать, создаватьї.
–исунок, зародившийс€ в глубокой древности, имеет свою анатомию, в основе которой заложены точки, линии и п€тна. »х жива€, реалистическа€ сила развиваетс€ и поддерживаетс€ св€з€ми с окружающим миром, прогрессивной культурой человечества, наукой, техникой и искусством. ћожно сделать вывод, что рисунок в архитектурной школе должен быть направлен на развитие у рисующего объемно-пространственного воображени€, св€занного с умением видеть существующую и создаваемую Ђнатуруї, и в зависимости от той или другой цели по-разному изображать ее.
ѕон€тно, что рисунок (перефразиру€ √егел€) похож на грамматику тем, что дл€ начинающего это одно, дл€ знающего €зык (и €зыки) и дух €зыка Ч другое. –исунок есть одно дл€ тех, кто только приступает к нему и вообще к архитектуре или изобразительным искусствам, и нечто другое дл€ того, кто возвращаетс€ к нему от них.
Ќесомненно, что дл€ будущего архитектора рисование должно логически и принципиально св€зыватьс€ с его знани€ми по математике, геометрии, физике, биологии, общественным наукам, по труду и т.д. Ёти св€зи позвол€ют не только осмысленно и грамотно рисовать с натуры, но и глубоко познавать жизнь, давать идеи разного пор€дка и помогать их осуществл€ть практически. ќсобый интерес с точки зрени€ обучени€ рисунку представл€ет собой эпоха италь€нского ¬озрождени€, когда многие живописцы становились архитекторами, конструкторами, учеными, строител€ми и в своих трактатах и записках о познании архитектурного творчества отводили важное место рисунку.
—оветский зодчий ». ¬. ∆олтовский (1867Ч1959) писал: Ђ...рисунок Ђdesignoї, по мнению мастеров ¬озрождени€, €вл€етс€ основой всех пространственных искусств. ќн дает такое знание объемной формы, которое позвол€ет изображать ее не только с натуры, но и на пам€ть. ѕассивное копирование с натуры, которое практикуетс€ в наших архитектурных вузах и академи€х, не развивает этих знаний, а убивает их, особенно тогда, когда оно усложн€етс€ законченным выполнениемї.
’удожники, ученые, педагоги стремились пон€ть природу рисунка.
ѕочти во всех высказывани€х мастеров изобразительных искусств придавалась исключительна€ роль точкам и лини€м в теоретической и практической де€тельности человека вообще, а в рисунке, в частности.
Ќапример, великий немецкий художник ј. ƒюрер (1471 Ч1528) так сформулировал свое отношение к точке и линии: Ђ¬ воображаемых или реально существующих предметах можно измер€ть три вещи: во-первых, длину, не имеющую ни ширины, ни толщины; во-вторых, длину, обладающую шириной: в-третьих, длину, имеющую и ширину и толщину. Ќачалом и концом всех этих вещей €вл€етс€ точка. “очка же Ч это така€ вещь, котора€ не имеет ни величины, ни длины, ни ширины, ни толщины. » все же она есть начало и конец всех телесных вещей, которые могут быть сделаны или представлены в воображении.  ак известно, тем, кто понимает в этой науке, точка не занимает никакого места, ибо она неделима, однако в наших чувствах и мысл€х она может быть помещена в любом конце или месте. »бо € могу мысленно забросить точку высоко в воздух или поместить в глубину, которой € сам не могу достигнуть.
Ќо чтобы сделать это пон€тным юношам дл€ их практической работы, € изображу дл€ них точку прикосновением пера и напишу р€дом слово Ђточкаї, дабы ее обозначить: точкаї. ј в другом месте, он пишет, что Ђчеловеческое тело не может быть вычерчено с помощью линейки и циркул€, но должно быть нарисовано от точки к точкеї.
“акое же отношение к точкам и лини€м, как к основным элементам рисунка, органически св€зывающим его натурой и мышлением, находим у других замечательных художников и педагогов разных стран.
Ѕольшой вклад в русскую школу рисунка внесли ј. ѕ. Ћосенко (1737Ч1773), ».ј.јкимов (1754Ч1814), √. ». ”грюмов (1764Ч1823), ј. ». »ванов (1776Ч1848), ј. ≈. ≈горов (1776Ч1851), ¬.  . Ўебуев (1777Ч1855),  .ѕ.Ѕрюллов (1799Ч1852), ј.  . —аврасов (1830Ч1897), ¬. ¬. ѕукирев (1832Ч1890), —.  . «ор€нко (1818Ч1870), ѕ. ѕ. „ист€ков (1832Ч1919), ».Ќ. рамской (1837Ч1887), ». ≈. –епин (1844Ч1930), ¬. ƒ. ѕоленов (1844Ч1927), ƒ.Ќ. ардовский (1866Ч1943), ¬. ≈. —авинский (1859Ч1937) и многие другие художники и педагоги. –азбору их педагогических систем обучени€ посв€щен р€д специальных книг. «десь же представл€етс€ возможность коснутьс€ методики рисунка, проводившейс€ ѕ. ѕ. „ист€ковым, учителем наших известных художников ¬. ». —урикова, ». ≈. –епина, ¬. ј. —ерова, ћ. ј. ¬рубел€, ¬. ћ. ¬аснецова. ¬ чист€ковских наставлени€х по вопросам живописи, композиции, перспективы, анатомии и рисунка нашли дальнейшее развитие лучшие реалистические традиции русского и мирового изобразительного искусства. „ист€ков полагал, что Ђрисовать Ч значит соображать. Ќикогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу. ¬елико ли слово: Ђотсюдасюдаї, а как оно держит художника, не позвол€ет ему рисовать от себ€ Ђнаобумї.
Ђƒл€ начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Ёто и есть начало учени€ живописи. Ёнерги€ и смелость не уйдет, а уйдет и придет. Ќе забудьте рисовать линию через две точки, и все с расчетом... и повер€ть общей формойї.

¬ данном пособии проведен принцип Ч минимум средств дл€ решени€ поставленных задач. ≈сли дл€ решени€ композиции, перспективы или пропорций можно обойтись двум€ точками на листе, то учащийс€ должен оперировать этими двум€ точками, не более. “ак и с лини€ми.
ѕрименение правила Ђрисовать через две точки лини€миї заставл€ет учащего с€ охватывать и намечать всю композицию, а не копировать линию, определ€ющую эту форму от одной точки по част€м. Ёта манера рисовани€ заставл€ет больше думать, понимать, делать отбор и последовательно вести учебный рису нок от общего, избега€ грубых ошибок. ќна приучает к правильному расчету и обостр€ет глазомер. ќвладение мастерством рисунка должно у архитектора завершитьс€ развитием способности свободного представлени€ проектируемого сооружени€ в голове и умени€ изобразить его на листе бумаги с любой точки зрени€ и в любом ракурсе.   этому времени учащийс€ должен в полной мере овладеть механизмом рисунка, так как неуверенное выражение мыслей на бумаге снижает качество самой хорошей идеи и приводит к разочарованию в своих силах. ќбразно говор€ словами художника  . Ѕрюллова, у архитектора должна быть така€ координаци€ между мозгом и рукой, чтобы карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернетс€ и карандаш должен перевернутьс€, и тот не художник, дл€ кого исполнение составл€ет труд.  онечно, поиск оригинального композиционного решени€ всегда представл€ет (особенно дл€ большого мастера) т€желый, но великий и благодарный труд.
 ак во вс€ком деле Ђкосвенный опытї убыстр€ет формирование мастера, так и в рисунке он играет огромную роль. ѕод Ђкосвенным опытомї подразумеваетс€ усвоение успехов, достигнутых в той или иной области де€тельности другими людьми в прошлом и насто€щем. »зучение через копирование рисунков больших мастеров облегчает и убыстр€ет понимание сути рисунка.
Ќасто€щее пособие написано на основе традиций кафедры рисунка ћосковского архитектурного института, в становление которых внесли большой вклад выдающиес€ педагоги и художники ћ. ».  урилко, ¬. Ќ. яковлев, ј. ј. ƒейнека.
јвторы пособи€ считают необходимым отметить участие в написании разделов 6 и 7 гл. 2-й, разделов 1 и 2 гл. 3-й и раздела 5 гл. 4-й ¬асили€ ћихайловича Ѕежалова (1916Ч1976), педагога кафедры рисунка.
–абота написана под руководством —. ¬. “ихонова по разработанному им плану. Ќад текстом пособи€ работали: —.¬.“ихонов Ч введение, гл. 1-€, вступление и разделы 1 Ч 7 гл. 2-й, вступление и разделы 1,2 гл. 3-й, вступление и разделы 1Ч7 гл. 4-й, вступление и раздел 1 гл. 5-й, гл. 6-й и заключение; ¬. √. ƒемь€нов Ч гл. 1-ую, раздел 5 гл.- 2-й, вступление и разделы 1Ч7 гл. 5-й; ¬. Ѕ. ѕодрезков Ч разделы 1 Ч5 гл. 2-й, разделы 1Ч5 гл. 2-й. ѕредметный указатель и библиографи€ составлены —. ¬. “ихоновым и ¬. √. ƒемь€новым. ћетодические таблицы и рисунки выполнены —. ¬. “ихоновым и частично ¬. √. ƒемь€новым. »ми же сделан подбор учебных рисунков и рисунков мастеров.
јвторы выражают благодарность архитектору ј. ћ. ∆мулюкину за помощь в фотографировании иллюстраций.
архитектура рисование набросок
–ис. 1. ѕринцип рисовани€ линий через две тонки (по ѕ. ѕ. „ист€кову)
архитектура рисование набросок
–ис. 2. ѕринцип рисовани€ гипсовой головы (по ѕ. ѕ. „ист€кову)
архитектура рисование набросок
–ис. 3. ѕринцип рисовани€ торса (по ѕ. ѕ. „ист€кову)
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
–ис. 4. ѕринципы рисовани€ и изучени€ форм человека
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
–ис. 5. ѕринципы рисовани€ и изучени€ форм растительного мира
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
–ис. 6. ѕринципы рисовани€ и изучени€ архитектурных форм
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок
–ис. 7. ќсмысленна€ св€зь светотени с формой пространством
Ђƒл€ упражнени€ рисовать не линии, а направлени€ их, определ€емые двум€ точками, например (рис.1) аЧв Ч оригинал Ч лини€ в натуре, а, Ч в, Ч копи€. ѕоставив а, Ч точку и сообража€сь с горизонтальным или вертикальным положением, в данном случае с горизонтальным, определить место другой точки Ч в,. ѕри этом предложить ученику при определении места в, соблюдать расчет мысленно, или говор€ вслух ЧЂотсюда-сюдаї, и, поставив на место точку в,, быстро нарисовать черту а, Ч в,, не вгл€дыва€сь в нее и не забот€сь о красивости (смысл и правда на первом плане). ѕродолжа€ таким образом законченную фигуру, поверить общей формой (дела€ мелочи Ч видеть общее)ї.
Ђ¬ рисунке с гипсовой головы (рис. 2) сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. » сразу же размер овала лица и шею, расположение глаз относительно горизонтали. –исовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а видеть массу, заключенную между двум€, трем€ и т.д. лини€ми. Ќарисованное провер€ть вдруг на всю массу, смотреть, например, на форму а№с меньшей 1.  огда обща€ масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда приступать к разбивке и прорисовке более мелких частейї.
Ђ»так, первое Ч постановка головы или фигуры в пространстве, относительно вертикального и горизонтального положени€, второе Ч место и пропорции крупных частей и третье Ч самые малейшие изгибы, выступы и уклонени€ форм... ƒвух дел сразу не делать и все через две точки плоскост€ми и так до мелочей...ї
Ђ“ушевка, или светотень, есть конец дела. ≈е начинают с рисунка п€тен или теней. Ѕрать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света. “ушевку от рисунка не отдел€ть потому, что тени или полутени не суть бессмысленные п€тна, а св€заны с формой и освещением, следовательно, имеют перспективу и рисунокї.
ѕ. ѕ. „ист€ков советует: ЂЌарисовав фигуру как следует, надо начинать тушевку с теней, а света не чернить; когда свет и тень определились €сно, тогда делать полутона и прочее... —равнива€ и провер€€ исполненное, надо обобщать...ї.
¬ рисунке с живой подвижной натуры необходимо освоить и другие правила, основанные на науках (анатомии, перспективе), а также на находчивости и сноровке, что достигаетс€ практикой. “ут необходимо понимать св€зь предмета самого в себе.
Ђ¬с€кое дело имеет начало, середину и конец,Ч пишет ѕ. ѕ. „ист€ков,Ч в рисунке это постановка или движение фигуры, св€зь и пропорции. ѕерспектива линий и характер фигуры...ї. Ђѕервое начало есть постановка. Ќеразлучно с постановкой следует движение фигуры. — этих двух требований и нужно начинать. ј перед началом следует вгл€детьс€ и пон€ть общие линии движени€ фигуры. Ёто непременно разучить заранее, а потом начинать, не дума€ ни о характере, ни о красоте формы, только искать одного направлени€ линий и места этих форм; остальное после.  огда эта основа или начало рисунка окончена, следует осмотретьс€ и начинать тихо и, не впада€ в мелочи, ув€зывать части фигуры и наблюдать пропорции...ї. Ђ—в€зь фигуры есть сама€ наитруднейша€ часть рисунка. ’арактер фигуры требует талантливого и чрезвычайно внимательного срисовывани€ видимогої. Ђƒл€ св€зи требуетс€ первое Ч постановка и начертить верно общие линии. Ќапример, св€зь торса (рис. 3).
јЅ¬ Ч серединна€ лини€. ќт точки ¬ (лобок или лонное сочленение) до точек Ѕ (мечевидный отросток) и ј (€ремна€ €мка) движение ее такое в натуре (поворот и наклон). “очки ≈≈\ (выступыкра€ подвздошных костей) ув€зываютс€ с точкой ¬, точки ƒƒ, (нижние выступы кра€ грудной клетки) с точкой Ѕ, точки /√, (концы ключиц) с точкой ј, точки 3 и 3, (нижние точки соприкосновени€ грудной с дельтовидной мышцей) с точками Ћ, Ѕ и с точками √ и √,. Ќужно чтобы ј, Ѕ, ƒƒ,\ и ¬≈≈’ составл€ли один момент движени€. —ледовательно, точка ј одна дл€ плеч, головы и груди, к ней относитс€ все, она их центр как неподвижна€ точкаї. –абота€ над изображением грудной клетки и таза, не следует забывать о колен€х и ступн€х, идти от неподвижных Ђопорных точекї, так как Ђноги только тогда бывают верны, когда рисуютс€ не иначе как от основных точекї. Ёто справедливо и дл€ рисунка рук.
ћетодика учебного рисунка ѕ. ѕ. „ист€кова была развита в советских художественных и архитектурных школах его учениками и последовател€ми, известными художниками и педагогами ƒ. Ќ.  ардовским, ¬. ≈. —авинским, ћ. ».  урилко и др.
«накомство с историей учебного и творческого рисунка разных эпох и стран имеет практическое значение дл€ постановки этого предмета в архитектурной школе. —ознательное применение так называемых опорных, основных, узловых, конструктивных, акцентных, опознавательных, измерительных и т.п. точек формы и пространства дает возможность наилучшим образом вести перспективные и ортогональные, линейные и светотеневые рисунки, а также быстрее подходить к пониманию и изображению общего движени€, больших общих отношений по размерам, перспективы, анатомии форм и светотени.
»спользование точек, линий трудно в начале обучени€, но всегда плодотворно в конечном результате. ¬ажно уметь воврем€ исправл€ть неточно вз€тые точки, линии, размеры, наклоны. Ќеобходимо, чтобы их расположение было не само по себе в отрыве от смысла формы и пространства, а всегда в составе определенных общих требований к содержанию рисунка. ћожно быстро исправить неточности в рисунке, если не допускать сильного нажима карандашом и бесконечных повторов линий и точек по одному и тому же месту. Ћегка€ пометка малым числом точек и линий, затем активный анализ Ч проверка всего изображени€ и исправление более сильными лини€ми Ч составл€ют главную сущность техники рисунка.
—ледует осознать, что точность рисунка во многом исходит из правильности внутреннего зрени€, которое позвол€ет рисующему как бы видеть заранее все то, что он будет рисовать. ¬ процессе изображени€ с натуры и особенно по пам€ти и воображению мысль (визуальное мышление) рисующего должна опережать движение карандаша, кисти, пера, прокладывать дл€ них маршрут. „тобы мысленно увидеть все изображение, необходима исключительна€ сосредоточенность внимани€, мастерство.
—в€зь знаний и чувств позвол€ет правильно определить цели рисунка, сознательно и активно относитьс€ к его выполнению и острее наблюдать мир, делать важные открыти€ и выводы. «нание законов развити€ форм во времени и пространстве, взаимозависимости различных компонентов, вли€ющих на композицию (функции, размеров, пропорций, движени€, свойств материалов, конструкций, света и зрени€, общего и индивидуального воспри€ти€ человеком и др.), будут фундаментальной основой не только рисунка, но и архитектурного творчества.
Ќа приведенных схемах, таблицах и рисунках (рис. 4Ч7) упрощенно показан путь приобретени€ Ђкомплексного видени€ї формы и пространства. Ќапример, рису€ с одной точки скульптуру јфродиты  нидской (рис. 4,а) или конкретного живого человека (рис. 4,6) в определенной позе, необходимо научитьс€ свободно представл€ть их с различных точек зрени€ и во всех возможных движени€х. ќсновой этого служит наблюдение и рисование исходных видов человека в простой позе (рис. 4,в) спереди, сбоку, сзади, сверху, снизу; с представлением характерных продольных и поперечных сечений, с изучением анатомии человеческого тела (рис. 4,г) и возможности движени€ (рис. 4,3).
»скусство рисовальщика не будет полноценным, если конструкци€, движение и пропорции форм не будут наблюдатьс€ им параллельно с развитием форм как в пространстве, так и во времени, с услови€ми существовани€ и функци€ми, от рождени€ до глубокой старости (рис. 4,е). Ѕольшим стимулом дл€ творческого мышлени€ и рисовани€ служит представление процесса возникновени€ и создани€ форм в живой приро- де от генетических точек до совершенных форм (рис. 4,ж).
–исование растений в архитектурной школе должно подчин€тьс€ выше при веденной методике (рис. 5).
–исование и изучение геометрии вообще и геометрических форм в частности имеют непосредственное отношение к творчеству архитектора. √еометрическа€ абстракци€ дает возможность полноценно познавать конкретные пространства и формы, пон€ть распространение света и тени, воспри€тие зрением и мышлением; уверенно рисовать по пам€ти, по представлению и воображению; свободно переходить от рисунка к чертежу, от чертежа к макету и к сооружению в натуре.
»спользование геометрии позвол€ет более правильно и последовательно решать задачи общего и частного при выполнении учебных, а также творческих рисунков ортогонального, аксонометрического и перспективного пор€дка. ќсваива€ принципы рисунка, будущий архитектор должен помнить и понимать мудрый смысл слов, что Ђархитектура Ч родна€ дочь геометрииї (рис. 6).
јрхитектура существует утром, днем, вечером и ночью; весной, летом, осенью и зимой; при солнечном, пасмурном и искусственном освещении. –азные части ее ориентированы на разные стороны света. ”слови€ освещени€ архитектурного сооружени€ могут измен€тьс€. ”чет и правильное использование освещени€ в архитектурной композиции должны составл€ть важную сторону творчества архитектора. » если его творческа€ графика условно может выражатьс€ в одних лини€х планов, фасадов, разрезов, то в голове он должен представл€ть свое будущее создание в различных услови€х освещени€.
–аспространение света и тени в пространстве и на форме, их зрительное воспри€тие учащимис€ должны быть прежде всего прослежены и пон€ты при рисовании различных геометрических тел с матовой, белой поверхност€ми, с различных точек зрени€ или при изменении расположени€ источника света (рис. 7). Ёто служит основой дл€ понимани€, представлени€ и изображени€ светотени при других услови€х освещени€ на более сложных формах, различных по цвету и фактуре.
ƒл€ воспитани€ осознанного видени€ необходимо также знание названий главных деталей, частей рисуемых форм, света и тени. —лово заставл€ет правильно рисовать, а рисунок Ч раскрывать и понимать слово.
ѕосле того, как тот или иной навык, прием доведен до возможного совершенства и в результате многократных повторений постепенно становитс€ автоматическим, т.е. выполн€етс€ легко и точно, внимание рисующего теперь будет обращено на решение художественных и архитектурно-композиционных задач. ƒл€ достижени€ этого необходима посто€нна€ тренировка сознани€, глаза и руки. ѕреподавание учебного рисунка будущему архитектору призвано совместно с другими учебными дисциплинами воспитать у него архитектурно-инженерное мышление, острое видение окружающего мира, умение графическими средствами выражать различные архитектурно-конструктивные идеи. –исунок дает возможность воплощать эти идеи быстрее, непосредственно и экономичнее, с учетом всех вариантов и выбором оптимального. –исунок дол жен служить основой чертежа и макетировани€, где средства выражени€ более трудоемки и дороги, к ним прибегают после того, как иде€ композиции найдена в рисунке. —ледует отметить, что рисунок предоставл€ет мастеру бесконечные возможности выражени€ творческих замыслов. ¬елик и многообразен диапазон технических приемов, различных рисовальных материалов, бесконечно число манер рисунка, но та или друга€ манера должна примен€тьс€ всегда в св€зи с поставленной задачей. ƒлительный рисунок с натуры не может не отличатьс€ от наброска, первоначальный эскиз Ч от окончательного эскиза композиции. ѕри этом необходимо заметить, что если мастеру позволительна небрежность и торопливость в рисунке, то начинающий рисовальщик не должен сразу пользоватьс€ различными заманчивыми и эффектными приемами.
¬нимательно изуча€ развитие и становление творчества крупных мастеров разных эпох и жанров, можно отметить, что все они проходили вначале стадию тщательного и аккуратного, как иногда говор€т, Ђточногої подхода в изображении формы. Ёто позвол€ет острее, глубже и объективнее познавать окружающий мир в начальный период обучени€ рисунку, сосредоточитьс€ на таких важных сторонах композиции, как конструкци€ (анатоми€), движение, пропорции, виды изображени€, освещение, цвет и фактура.
Ўирота манеры в рисунке приобретаетс€ как естественный результат насто€щей школы, как выражение индивидуальности рисующего по мере освоени€ им основных принципов рисунка и приобретени€ общей культуры. ¬ основу начального обучени€ рисунку должна быть поэтому положена Ђточна€ї манера рисовани€, котора€ поневоле заставл€ет рисующего больше думать, рассуждать, за внешним видеть более глубокие внутренние причины, понимать их.
ћастера эпохи италь€нского ¬озрождени€ заложили принципы классического (иногда его называют структурно-конструктивным) рисунка, который, как они утверждали, лежит в основе изобразительных искусств Ч живописи, скульптуры и архитектуры и определ€етс€ прежде всего использованием в мышлении и дл€ изображени€ основных, узловых точек и направл€ющих линий формы. ¬ дальнейшем эти установки получили развитие при преподавании рисунка в разных странах и коротко сформулированы в тезисе Ч Ђрисовать через две точки лини€миї.
Ћогическа€ схема и главные требовани€ конструктивного рисунка поневоле развивают зрительную пам€ть и представление о форме, ее строении, статике и динамике движени€, открывают закономерности освещени€ и распределени€ светотени на форме и в пространстве, подвод€т к пониманию видов изображени€.
—ледует отметить, что структурноконструктивный рисунок служил и может служить фундаментом разнообразных творческих манер рисунка, в том числе так называемого Ђархитектурногої, а также начертательной геометрии и черчени€, технического и архитектурного (между таким рисунком и черчением есть органическа€ св€зь).
¬ процессе обучени€ рисованию, особенно в начальной стадии, учащийс€ должен уметь разумно примен€ть точки дл€ обозначени€ на плоскости (бумаге) характерных конструктивных моментов формы, учитыва€ вид изображени€, движение, пропорции и композицию.
Ќа основе помеченных точками узловых пунктов ведетс€ линейное и светотеневое решение рисунка.  огда учащийс€ приобретет твердые навыки и в достаточной степени разовьет пространственное мышление и представление о конструкции изображаемых предметов, принцип Ђрисовать через две точки лини€миї будет примен€тьс€ автоматически, без особого напр€жени€.
»менно такой рисунок необходим тому, кто хочет стать архитектором. Ётот рисунок позволит €снее видеть природу, изучать ее закономерности, понимать ее красоту. ј тому, кто видит природу, она раскрывает свои тайны и помогает решать любые задачи Ч будь то художественные, конструктивные, строительные или научные.  онструктивный рисунок незаменим в стадии изучени€ архитектуры, ее художественной пластической сути, логики внешнего и внутреннего пространственного решени€, конструктивных и строительных особенностей.
“акой рисунок развивает чувство пропорций и объемно-пространственное мышление, необходимые архитектору дл€ художественно-конструктивного решени€ архитектурного проекта и выполнени€ его в натуре. » наконец, такой рисунок облегчит архитектору контакт с исполнител€ми его замысла (проекта) в натуре. –исунок, как бы он ни был высок по исполнению, не €вл€етс€ конечной целью де€тельности архитектора, а предназначен прежде всего дл€ чертежника, техника, инженера-конструктора, производител€ работ на строительном участке.
÷ель пособи€ по рисунку, опира€сь на большие общие знани€, получаемые учащимс€ в средней и высшей школе, показать последовательно путь накоплени€ определенных положительных знаний и пон€тий о конструкции, о видах изображени€, пропорци€х, светотени и композиции.
«адача пособи€ Ч с помощью определенных упражнений привить студентам основные навыки по рисунку, благодар€ которым приобретаютс€ знани€ и умение, развиваютс€ и обостр€ютс€ представлени€ о природе, объемно-пространственное мышление. ѕуть овладени€ основным учебным рисунком такой же, как и изучение грамоты Ч сначала элементы, на которых одновременно учат простому точному расчету их изображени€, потом буквы, слоги, слова, предложени€ и, наконец, составление всего композиционного построени€ сложной темы.
—ледовательно, дл€ того, чтобы пон€ть через рисунок сложную пространственную форму и правильно изобразить ее на листе бумаги с учетом конструкций, пропорций, перспективы, светотени, ученик должен научитьс€ правильно оперировать инструментами (карандашом, резинкой, пером, кистью) на материале (бумаге) и развить координацию глаза, мозга и руки на простых элементах, составл€ющих рисунок Ч различных точках, лини€х и тушевке. ѕроделав подготовительные упражнени€ и пон€в их смысл, следует применить усвоенный принцип в рисовании с натуры и по воображению простых геометрических фигур и форм, отдельно и вместе вз€тых, простых архитектурных деталей, предметов быта.
«авершающим этапом учебного рисунка должны стать познание и передача с натуры и по представлению сложных форм, созданных природой, в том числе и человека. ќсобо важное значение дл€ желающего овладеть сложной профессией архитектора €вл€етс€ всестороннее изучение и передача с натуры и по пам€ти архитектурных сооружений. ƒл€ этого необходимо в совершенстве владеть механизмом рисунка.

√олова человека. јнатомическое строение. ќсновные движени€. ѕропорции. ќпорные конструктивные точки и применение их в рисовании
“уловище человека. јнатомическое строение. ¬озможности движени€.  онструкци€. ќсновные конструктивные точки и применение их в рисовании
 исть, ступн€ и конечности. јнатомическое строение.  онструкци€. ќсновные движени€. ќпорные конструктивные точки и применение их в рисовании
‘игура человека.  онструкци€ фигуры в целом, основные движени€. ѕропорции. ќсновные точки и применение их при рисовании
–исование фигуры человека
–исование рельефа
–исование и изучение форм животного мира
–исование архитектурных деталей
–исование орнамента
–исование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений
–исование интерьеров
–исование экстерьера архитектурных сооружений и их комплексов
–исование по заданным ортогональным проекци€м
–исование элементов окружающей среды
√рафитные карандаши
“олстые грифели, мелки и уголь
ѕеро
 исть
—овмещение различных инструментов и материалов


Ѕлок новостей:
–≠—В–Њ—В –і–Њ–Љ–µ–љ –њ—А–Є–њ–∞—А–Ї–Њ–≤–∞–љ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є–µ–є Timeweb

–С–Њ–ї—М—И–µ,
—З–µ–Љ —Е–Њ—Б—В–Є–љ–≥.

–£–њ—Б! –Э–∞ –±–∞–ї–∞–љ—Б–µ –∞–Ї–Ї–∞—Г–љ—В–∞ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—З–Є–ї–Є—Б—М —Б—А–µ–і—Б—В–≤–∞
  • –Ъ—А—Г–≥–ї–Њ—Б—Г—В–Њ—З–љ–∞—П –њ–Њ–і–і–µ—А–ґ–Ї–∞.
  • –Ю—В–Ї–∞–Ј–Њ—Г—Б—В–Њ–є—З–Є–≤—Л–µ —Б–µ—А–≤–µ—А—Л.
    Uptime 99.9%
  • –Ь–Њ–±–Є–ї—М–љ–Њ–µ –њ—А–Є–ї–Њ–ґ–µ–љ–Є–µ

–†–∞–Ј–Љ–µ—Б—В–Є—В–µ —Б–≤–Њ–є —Б–∞–є—В –≤ timeweb

¬© 2006-2018 –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ґ–∞–є–Љ–Т—Н–±¬ї.
–Р–і—А–µ—Б: 196084, –†–Њ—Б—Б–Є—П, –°–∞–љ–Ї—В-–Я–µ—В–µ—А–±—Г—А–≥,
—Г–ї. –Ч–∞—Б—В–∞–≤—Б–Ї–∞—П, –і. 22, –Ї–Њ—А–њ.2, –ї–Є—В. –Р, 8 —Н—В–∞–ґ



 
архитектура рисование набросок
архитектура рисование набросок

√лавна€ | Ќаши друзь€ |  онтакты

© 2008-2012 PORTAL-1.RU