Архитектура России
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     

Архитектура Петербурга

Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций, воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня. Углы ризалитов* и переломов стен башни в сочетании с двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни отчетливо проявляется преемственность традиционных ступенчатых многоярусных строений Москвы начала XVIII века. После пожара при восстановлении фасад был упрощен.
В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.
В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец "Марли".
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствии пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах.
Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.
В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного облика.
Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор Арсенала (1702-1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искусную трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей. Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная архитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепное мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфоргского ордера поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.
Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.
Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И.A.Mордвинов и И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России. Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г).
Новости:
Мастерская «UN Студио» представила проект реконструкции роттердамского почтамта.
Это предложение вписывается в амбициозный план развития центра этого города, представленный на прошлой неделе властями Роттердама. Согласно этой программе, в историческом «ядре» города должны появиться к 2020 году новые жилые дома (5 000 квартир) и офисы (800 000 кв. м), а также крупные культурные и досуговые учреждения. К последним и относится обновленный почтамт на улице Колсингел, который должен вместить к 2010 году торговый центр и башню отеля высотой 70 метров. Такой выбор функций должен обеспечить присутствие в комплексе и вокруг него людей по вечерам и в выходные, чтобы избежать характерного для деловых районов «вымирания» в нерабочее время.

В Берлине открылся новый торговый центр по проекту бюро «nps Чобан Фосс».
Постройка расположена на оживленной магистрали Мюллерштрассе в районе Веддинг, между элегантным жилым домом последней трети XIX века и универмагом 1970-х годов с глухим плоскостным фасадом. Новое здание служит своего рода «посредником» между своими соседями, повторяя их угол наклона крыши и линию карниза. В то же время, его фасад, составленный из блестящих стеклянных граней, привлекает внимание сам по себе и оживляет застройку улицы.
Кристаллические «эркеры» навесной стены торгового центра отражают не только здание напротив, но и пешеходов, небо, автомобили, зрительно расширяя пространство вокруг. Выступы фасада увеличиваются по мере возрастания высоты постройки, доходя до глубины около одного метра на четвертом, верхнем этаже.
 
Copyright © 2012, "Архитектура России"